Топ-50 героев татар: Социокультурные механизмы развития Татарского мира

Любой социум нуждается в идеальных моделях морального стимулирования, которые, как правило, лишь отчасти отражая реальное положение вещей, мотивируют его пассионарный сегмент, формируют осознанную потребность в общественном признании.

Особенно эффективной, и это проверено временем (см. исследования моего деда Ильяса Исхакова (1969), является индивидуальная форма стимулирования, когда можно четко проследить связь между конкретной деятельностью человека и ее общественной оценкой. В этом плане «Топ-50 героев татар» не вызывает никаких возражений.

Вместе с тем, представляются совершенно очевидными, что этот информационный проект имеет целый ряд серьезных недоработок, которые требуют детального анализа и осмысления с позиций более расширенного подхода, нежели себе позволили его авторы.

Прежде всего надо сказать, что название — «Топ-50 героев татар» не отражает суть того, что большинство перечисленных людей совершили, а именно хорошо делали свое дело, выполняли свою работу, добились тех или иных результатов. Надо их поощрить? Безусловно, ни одна фамилия в списке не вызывает сомнения, но при чем здесь героизм? Получается не что вроде «битвы за урожай», который надо просто собрать.

«Есть только один способ проделать большую работу – полюбить ее! – сказал Стив Джобс.

Большинство перечисленных «героев» просто с любовью и ответственно относятся к своей работе, занимают принципиальную политическую и нравственную позицию. Но ведь это — нормально, и далеко не за пределами социальной равновесности, нарушение которой потребует того, что принято называть «героизм».

В пьесе «Жизнь Галилея» немецкого писателя, режиссера и общественного деятеля Бертольда Брехта, очень ярко выписаны смыслы героизма и потребности в героях.
«Андреа: Несчастна та страна, у которой нет героев… 
Галилей: Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях».
 

Думаю, что сегодня, Республике Татарстан, как и Татарскому миру в целом, нужны Мастера (в булгаковском понимании этого слова), творцы разных сфер реальности, люди, которые стремятся изменить этот мир к лучшему. И, мне представляется, что называть их надо не героями, а Мастерами своего дела, людьми, которые создают будущие нации.

Географические рамки, при отборе претендентов в Топ-50 героев татар, также требует коррекции, так как в сегодняшнем варианте, они значительно сужены и не отражают реальный масштаб творческих прорывов в пространстве, которое принято называть «Татарский мир». Нельзя не согласится с писателем-публицистом Исмагилом Шангареевым в том, что сегодня «Татарский мир представляет собой глобальный цивилизационный феномен сетевой структуры», диаспоры которого «создают свой особый мир культуры, родного языка, народных традиций и обычаев».

Как отделить зерна от плевел

Сужение географии сопровождается сужением оценочных подходов, их привязкой к политическим демаршам. Так в Топе-50 героев татар оказался главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, запустивший на самой популярной политической радиостанции страны программу «Говорим по-татарски». Венедиктов, безусловно, яркая фигура в рядах либеральной интеллигенции, ведущий свою непримиримую и будем откровенны не всегда честную, борьбу с федеральным центром.

Можно сколь угодно спорить о методах политического оппонирования в исполнении Венедиктова, но появление передачи «Говорим по-татарски» с хронометражем в одну минуту — это типичная политическая спекуляция на реальной проблеме с татарским языком, решение которой находится в измерении новой методологии преподавания, налаживания социокультурного диалога сторонников и противников обязательного преподавания национальных языков в Российской Федерации.

Здесь, как мне кажется, надо исходить из того, что противоположные мнения, в результате научного, а не политического подхода, могут дать желаемый результат. Как говорил Нильс Бор: «Противоположности — не противоречия, они — дополнения».

 Системный подход Шангареева

Такой созидательный подход я нашел в целом ряде статей неформального лидера татаро-башкирской диаспоры в ОАЭ Исмагила Шангареева, посвященных решению языковой проблемы на основе давно апробированного в мире опыта билингвизма, возрождению  фундаментальных выводов  Олжаса Сулейменова «о первичности тюркской лексемы по отношению к славянской», новому осмыслению  ярких и очень тонких примеров из трудов Расула Гамзатова о том, почему национальные языки должны изучаться, наряду с языком межнационального общения.

Исмагил Шангареев
Исмагил Шангареев

Главное в инновации Шангареева – умение визуализировать прошлое, и на его основе строить конструкции будущего. Это вам не «Говорим по-татарски» за минуту, а большой кропотливый труд, результаты которого, вне всякого сомнения, мы скоро увидим. И еще, что хотелось бы особо отметить, так это статью «Билингвизм и развитие федерализма в России: Размышления Исмагила Шангареева над книгой Расула Гамзатова «Мой Дагестан» (Деловая электронная газета «Бизнес Online, 28 октября, 2017 г.)

Статья эта поражает удивительной простой и ясностью решения непростых вопросов о статусе национальных языков в Российской Федерации и заканчивается словами Расула Гамзатова, которые словно сливаются с криком души татарского народа:

И если мой родной язык исчезнет
То я готов сегодня умереть.

Такие статьи не просто наполняют общественное сознание глубокими смыслами Духа народа, но становятся как бы частью общественного бессознательного, формируя новые архетипы мышления. И не удивительно, что вошедший в «Топ-50 героев татар» Муфтий Республики Татарстан Камиль Самигуллин выступая с проповедью на Ураза-байраме, процитировал светского поэта и философа Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть».

И вот, что еще важно отметить, география Татарского мира не имеет пограничных столбов. Везде, где живут татары, будь то в ОАЭ или США, они всей душой переживают за свою родину. «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье» — сказал поэт. Как это хорошо видно на примере творчества Исмагила Шангареева, живущего и работающего в ОАЭ, расстояние только усиливает и расширяет его понимание происходящего в культурно-историческом ядре татарского социума – Республике Татарстан.

Недавно узнал, что готовится второе издание книги Исмагила Шангареева и Нурали Латыпова «Ислам и мир», которая в лучших традициях билингвизма выйдет на татарском и русском языке. О методологии ее использования в преподавания истории и культурологии, надеюсь, Исмагил Шангареев напишет отдельную статью.

Для меня же эта книга интересна как яркий пример союза двух замечательных представителей татарского народа, чьи труды несут в себе глубинную информацию, честные и продуманные ответы на вызовы времени. Их огромный труд на благо родного Татарстана, несомненно, по достоинству оценят в будущем, но создателям информационного проекта «Топ-50 героев татар», хотелось бы порекомендовать подходить к отбору людей, достойных общественного признания, в первую очередь, с позиций национальной истории, а не политики и сиюминутных политических акций.

Вы спросите, а что значит с позиций истории? А это значит, что политические акции забудут уже завтра, а книгу «Ислам и мир» будут читать многие поколения, по-новому открывая для себя творчество Пушкина и Лермонтова, Толстого и Бунина, Достоевского и Волошина, Гете и Монтескье.

«О бедном гусаре замолвите слово»

Нурали Латыпов – философ, нейрокибернетик, нейробиолог, писатель (лауреат литературной премии «Золотой теленок»), политолог, блестящий аналитик, эрудит (обладатель первой в истории клуба «Что? Где? Когда?» «Хрустальной Совы», яркий самобытный художник (12-кратный обладатель Гран-при международных выставок карикатур). Если Исмагил Шангареев работает в ОАЭ, Латыпов много лет живет и работает в Москве, являясь по сути интеллектуальным чудом конца ХХ – начала ХХI века.

Нурали Латыпов
Нурали Латыпов

И речь не о том, что в 80-х он был самым ярким «знатоком», редкой эрудицией которого восхищались десятки миллионов телезрителей, а о том, что сегодня он важен для Татарского мира как живая легенда, как образ современной татарской культуры в ее лучших проявлениях.

Надо ли пропагандировать этот образ? Полагаю, что большая ошибка не делать этого, сужая Татарский мир до людей, чьи заслуги бесспорны, но, в подавляющем большинстве, не сравнимы с тем редким вкладом в историю татарской нации, которую внес Нурали Латыпов. При этом надо подчеркнуть, что пример с Латыповым важен не только сам по себе, но как некий ориентир для определения планки – масштаба и уровня достижений, которые, действительно, достойны общественное признания.

Вершины Татарского мира

Когда мы говорим о планке в оценке заслуг тех или иных людей перед нацией, то здесь надо четко осознавать, что нижний предел можно легко увидеть (и в «Топе-50 героев татар» он четко просматривается), тогда как верхний предел различить порой просто невозможно.

Лауреат Нобелевской премии, один из создателей ядерной физики Эрнест Резерфорд сказал: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок».

В истории Татарского мира, есть имена, которые поражают своим планетарным масштабом. Они как маяки, светят многим поколениям татарской молодежи, мотивируя наиболее одаренных менять конструкцию этого мира, открывая ранее неведомые перспективы развития.

Роальд Сагдеев – уроженец Казани, создатель современной физики плазмы, лауреат специальной премии имени Максвелла (она присуждается американским Физическим обществом за работы по физике плазмы). Ученик самого Ландау, Сагдеев, не только гениальный физик, но и человек удивительной судьбы.

Сегодня Роальд Сагдеев проводит исследования в двух областях: физике плазмы и космической физике. Состоит в совете директоров организации, объединяющей около 10 самых видных университетов США. Вот – пожалуйста, пример, когда географические рамки Татарского мира раздвигаются, унося человека в миры иной цивилизации и культуры. Полагаю – это нормально.

Полюбив американку Съюзен Эйзенхауэр, внучку 34-го Президента США Дуайта Эйзенхауэра, подающий огромные надежды российский физик не задумываясь попросил ее руки. Их брак назвали самым удачным предприятием США и России.

Съюзен Эйзенхауэр настолько прониклась патриотическими взглядами мужа, что организовала кампанию против расширения НАТО на Восток. В одном из интервью тех лет Роальд Зиннурович рассказал корреспонденту «Комсомолки» интересный случай, когда «во время одной из телевизионных дискуссий оппонент сторонник расширения НАТО сказал моей жене:

«Ваша позиция понятна, ваш муж – русский!»

– А вот и нет, он – татарин! – с достоинством ответила Съюзен.

Оппонент настолько растерялся, что не знал, чем возразить ей в ответ». Татарин…

В заключении, хочется еще рас спросить: кто они эти люди, — Шангареев, Латыпов, Сагдеев, живущие в разных концах света? В каком рейтинге общественного признания на родине, они, когда ни будь появятся? Убежден, что каждый народ достоин тех созидателей, вклад которых в состоянии осмыслить и оценить. И вот еще, что очень важно, чем выше информационные проекты вроде «Топ 50-героев татар», будут поднимать планку требований к вкладу (в культуру, науку, образование и т.п.), тем более ярко и глубоко будет раскрываться суть Татарского мира, Дух татарского народа, главные смыслы развития национального самосознания.

АВТОРТимур Исхаков, академик Евразийской Академии Телевидения и Радио
Предыдущая новостьОГУ активно готовится к участию в Международном молодежном форуме «Евразия»
Следующая новость«И снова третье сентября»: в Оренбурге на сайте объявлений продается самый дорогой портрет Михаила Шуфутинского