Жанна Ермакова: Задача — научить школьников говорить, исследовать, организовывать

63

Ректор ОГУ, председатель комитета Законодательного собрания области по бюджетной, налоговой и финансовой политике Жанна ЕРМАКОВА приняла участие в работе августовского совещания работников образования региона и комментарий по поводу состоявшегося разговора.

— Я очень рада той высокой оценке, которую дал системе образования Оренбургской области глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Безусловно, это результат многолетней слаженной работы всего педагогического сообщества региона при непосредственном участии губернатора и помощи с его стороны. Как сказал Юрий Александрович Берг,  образовательная сфера может служить прекрасным индикатором социально-экономического самочувствия региона. И здесь нам есть чем гордиться. Финансирование областной системы образования ежегодно увеличивается: за последние 7 лет введено в эксплуатацию 8 школ на 4,5 тысячи мест и 33 детских сада на 3,5 тысячи мест. 708 объектов были капитально отремонтированы. Стабильное  улучшение результатов ЕГЭ, рост числа призеров всероссийских интеллектуальных состязаний, привлечение учащихся к общественно полезной и социально значимой деятельности и многое другое – итоги, безусловно, позитивные. Но участники совещания главное внимание сосредоточили на задачах.

За большой целью повышения качества образования – дальнейший перевод средней школы на новые государственные образовательные стандарты (насколько это непростое дело, мы, работники сферы высшего образования, хорошо знаем), формирование региональной системы психологического и психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Наши дети должны быть в школе не просто получателями знаний, а успешно развивающимися личностями. Развитие их креативных, речевых, организаторских, исследовательских навыков в рамках системы среднего образования должно инициироваться и поддерживаться, то есть стать просто  частью работы школы. Эта работа будет фиксироваться, в том числе с помощью устных экзаменов-собеседований учеников перед непосредственно экзаменами. Я хорошо осознаю всю сложность и многогранность такой задачи, по сути это вызов государства тому клиповому восприятию жизни, которое психологи и педагоги уже констатируют у подрастающего поколения как диагноз.

Вузам отведена немалая роль в реализации приоритетной задачи наступающего учебного года — повышению эффективности работы с одаренными детьми. Оренбургский государственный университет год от года наращивает объемы научно-методической и педагогической  помощи средней школе. Так, за 4 года в пять с лишним раз увеличилось число учителей, прошедших курсы повышения квалификации на базе ОГУ, более чем в полтора раза за последние три года выросло число школьников, участвующих в 18 университетских олимпиадах для старшеклассников. Физико-математическая и компьютерная школы в стенах ОГУ, Центр довузовской подготовки «Абитуриент», 20 филиалов университетских кафедр в школах-партнерах, 11  кружков и лабораторий дополнительного образования,  центры индивидуального консультирования по гуманитарному, естественнонаучному и техническому направлениям – все это и многое другое является нашим непосредственным вкладом в работу с одаренными детьми. Я уже не говорю про многочисленные мероприятия вуза – дни открытых дверей, «Университетский лекторий», «Университетские субботы», которые как раз и пробуждают в школьнике то стремление к исследованиям и открытиям, к самостоятельному творческому развитию, которое являются одной из важнейших целей современной реформы системы образования в стране.

Считаю необходимым эту работу не только продолжать, но и расширять. Сегодня мы ставим своей целью стать региональной площадкой Олимпиады НТИ – Всероссийской инженерной олимпиады в рамках Программы глобального технологического лидерства России к 2035 году. Для подготовки кадров в промышленном  центре южного приграничья России  это важно.