Предварительный прогноз МЧС паводковой обстановки в России показывает, что уровень угроз чрезвычайных ситуаций, вызванных прохождением весеннего половодья, будет выше 2009 года.
В зоне потенциального подтопления могут оказаться почти 3 тыс. населённых пунктов, в которых проживают почти 2 млн человек, находятся участки железных дорог общей протяжённостью 317 км, а также 497 автомобильных и железнодорожных мостов.
На сети уже начали готовиться к весеннему разливу. На КбшЖД, например, к пропуску талых вод и ледохода впервые подключили спецтехнику восстановительных поездов (ВП). В помощь путейцам поступают тракторы, бульдозеры и краны. Первые ВП уже работают на участках Талды-Булак – Приютово и Абдулино – Бугуруслан.
«До начала апреля сформируем 27 противоразмывных поездов, задействуем 157 вагонов. В них отгружается круглый лес, пиломатериалы, камень и щебень, балласт, старогодные шпалы, рельсы и железобетонные блоки», – поясняет заместитель начальника службы пути КбшЖД по искусственным сооружениям Сергей Семёнов.
Противопаводковые мероприятия на Куйбышевской начались на три недели раньше запланированного. «По ориентировочному прогнозу, уже во второй половине марта ожидается плюсовая температура», – говорит Сергей Семёнов. На магистрали начали открывать отверстия мостов и труб, скалывать лёд вокруг опор мостов, вскрывать водоотводные сооружения. В снеговых валах для пропуска скапливающейся воды делают прорези, очищают от снега кюветы, нагорные и водоотводные канавы, трубы и лотки.
На всех отделениях дороги и крупных станциях КбшЖД сформированы оперативные штабы. Составлен план обеспечения дистанций пути и пунктов водоснабжения необходимыми противоразмывными материалами и спецодеждой. Особое внимание уделяют состоянию плотин, расположенных с верховой стороны от железной дороги.
Готовятся к возможным аварийным ситуациям на объектах транспорта и региональные власти. К примеру, в Самарской области этой весной максимальный уровень воды на реках ожидается в среднем на 90 см выше нормы. Поэтому особое внимание уделяется состоянию плотин и мостов, в том числе железнодорожных, а также бесхозным гидротехническим сооружениям (ГТС).
По словам заместителя министра природопользования и лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Виктора Кудряшова, в регионе находится 776 ГТС различного типа, в том числе 116 – бесхозных.
«Необходимо наладить постоянный мониторинг ситуации на проблемных участках для оперативного принятия решений в случае возникновения ЧС. Железнодорожникам разрешается привлекать к ликвидации последствий аварийных ситуаций рабочую силу с региональных предприятий и организаций», – отметил Виктор Кудряшов.
По словам начальника геофизической станции службы пути КбшЖД Татьяны Буяновой, у опор мостов ежедневно измеряется уровень подъёма воды.
«Не позднее чем за две недели до наступления паводка отделения, дистанции пути, региональные участки дирекции по тепловодоснабжению получат гидрологические прогнозы по рекам и крупным водохранилищам с указанием дат начала ледохода и прохождения пика паводка, а также максимальных уровней воды», – говорит Татьяна Буянова.
Все работники КбшЖД, занятые в подготовке и проведении безопасного пропуска ледохода, весенних и ливневых вод, прошли техническую учёбу и инструктаж. Локомотивные бригады получили перечень опасных мест по проходу талых вод и инструкции при их проезде.
А на ЮУЖД открытие водоотводных сооружений началось первого марта. Как рассказал «Гудку» заместитель начальника службы пути ЮУЖД Алексей Быханов, за месяц предстоит очистить 993 моста, 2613 труб, свыше 1,2 тыс. км кюветов, 167 «больных» мест земляного полотна.
«К апрелю сформируем 21 противоразмывный поезд», – говорит Алексей Быханов.
Профилактическую работу начали дистанции пути. Они осматривают объекты, заготавливают рельсовые пакеты, сетки с камнями, строительные скобы и деревянные лотки.
Нынешняя зима на ЮУЖД была многоснежной. Под мощной толщей снега находятся горные районы Урала, Орск, Оренбург, Петропавловск. При активном таянии под угрозой могут оказаться сотни объектов дорожной инфраструктуры. «Тем не менее паводок обещает быть на уровне среднего многолетнего. Весна предполагает быть затяжной, с низкими ночными температурами. Переход через «ноль» возможен лишь в последней пятидневке марта. К этому времени будет завершён вывоз снега, промерены русла рек», – уверен Алексей Быханов.
На ОЖД этой зимой снега выпало в полтора раза больше годовой нормы. Тем не менее железнодорожники не видят в этом ничего необычного, и поэтому этой весной магистраль будет работать в штатном режиме. «Всю жизнь так работали, – говорит заместитель начальника службы пути по инженерным сооружениям ОЖД Сергей Корпусов. – Это только последние пять-шесть лет климат менялся, снега не было вообще, и нас чуть ли не к южным регионам приравняли. Техника, которая есть на дороге, будет вся задействована, как и люди. Дополнительные ресурсы не планируем. Дорога должна справиться теми силами, что есть».
А пока на ОЖД борются со снегом. «Ожидаются большие запалы выпада снега, как следствие – его уборка. Ещё рано вскрывать сооружения, которые могут быть засыпаны снегом, это бесполезный труд. А снега обещают до полуметра», – говорит Сергей Корпусов.