Кому принадлежат детские площадки? Почему в Оренбургской области нет электронной системы для закупок малого объема? Как освоить бюджетные средства, не выполняя контракт?
Нарушения и несовершенства в сфере муниципальных и государственных закупок в последние годы все чаще становятся предметом обсуждения и уголовных дел. Способствуют этому и деятельность правоохранительных органов, и активность общественников. Появились профессионалы, которые не просто обладают необходимым багажом знаний, но и высоким уровнем совести. Мы все реже употребляем это определение, особенно в отношении публичных персон. А жаль. К счастью, люди, обладающие совестью и не боящиеся вставать поперек финансовых интересов коррупционеров, в Оренбуржье есть. Один из них ответил на вопросы сайта ётут.рф.
Координатор проекта ОНФ «За честные закупки», эксперт Дмитрий Болдырев в особом представлении не нуждается. Читателям он давно знаком. Но для тех, кто встречается с ним впервые, предлагаем ознакомиться с биографией (в конце текста) и с некоторыми комментариями Дмитрия Николаевича, высказанными, например, о сомнительных аукционах ётут.рф, некачественном строительстве школ ётут.рф, проблемах переселенцев из ветхого жилья ётут.рф.
– Дмитрий Николаевич, как вы оцениваете действующее законодательство в сфере госзакупок?
– Авторы федеральных законов о закупках № 44 и № 223 задумывали их неплохо. Но за несколько лет появилась масса изменений, дополнений, которые выхолащивают суть и не позволяют в полной мере работать законам эффективно.
– Можете конкретизировать?
– Убежден, что необходимо упрощать процедуру участия в конкурсных процедурах. Это позволяет для заказчика расширить выбор предложений, а поставщиков заставляет делать более качественные предложения. Порой объявляются закупочные процедуры, более похожие на квест. Складывается впечатление, что представители заказчика, разрабатывающие условия, по каким-то соображениям намеренно усложняют доступ к процедуре. Чем мельче предприниматель, тем меньше вероятность, что он сможет разобраться в документации и правильно все оформить. А это уже само по себе является искусственным ограничением конкуренции.
– Так проблемы в законах или в заказчиках?
– Есть и законодательно созданные барьеры, но и действия недобросовестных заказчиков вносят свою лепту. Законодательство о закупках несколько идеализированно и отлично бы работало, если бы поставщики, исполнители, подрядчики, и заказчики были сплошь добросовестные.
– Скандал с аукционом по наружной рекламе в Оренбурге 2014 года является иллюстрацией к вашему утверждению?
– Безусловно является. Тогда я как раз был общественным омбудсменом по защите прав предпринимателей Оренбургской области. Представители рекламных компаний, которые не были допущены до торгов, обращались к омбудсмену по защите прав предпринимателей Виктору Александровичу Коршунову. Мы изучили вопрос досконально и выяснили, что условия были действительно очень спорными, некоторые даже надуманными. Как результат, к участию в аукционе из 23 компаний, подавших документы, были допущены меньше 10. Торги превратились в фарс, в процедуре подачи ценовых предложений за каждый лот принимали участие одна-две компании, окончательная цена отличалась от стартовой менее чем на 1 процент.
Если бы администрация Оренбурга создала условия для участия в аукционе всех желающих, возможно, бюджет получил бы на сотни миллионов рублей больше, так считают эксперты.
– Определение стартовой цены государственным заказчиком тоже вызывает вопросы. Что с этим можно сделать?
– Выход можно посмотреть в Росстате. Там ежеквартально определяются средние цены по отраслям. Их и можно было бы брать за стартовые. Сегодня заказчик запрашивает коммерческое предложение у трех любых субъектов предпринимательства. Как он их выбирает? Уже на этой стадии эти предприниматели могут влиять на начально максимальную цену, завышая коммерческое предложение. Закон декларирует одно, а по факту недобросовестные исполнители могут манипулировать условиями в своих интересах. Карта картельных сговоров, составленная ОНФ, это подтверждает. Картельные сговоры, монополизация процветают в здравоохранении, строительстве, образовании. Это возможно только при участии представителей органов власти.
Только развитие конкуренции позволит сократить количество картельных сговоров и разбазаривания бюджетов.
– Дмитрий Николаевич, какие еще изменения позволят сделать госзакупки прозрачнее и эффективнее?
– Сегодня практически единственным критерием для победы является цена. Снизил максимально – победил. Дальше победителю нужно как-то исполнять контракт, и он начинает экономить на всем, даже на том, что непозволительно с точки зрения здравого смысла. Бюджеты разных уровней несут колоссальные издержки, когда устраняют последствия таких дешевых контрактов. Как пример, можно вспомнить Центр дзюдо в Оренбурге. Как только закончился гарантийный срок после строительства Центра, так из бюджета города потекла река средств на капитальный ремонт фасада и прочие начавшие приходить в негодность элементы здания и обустройства.
Уверен, что издержки бюджетов на продление жизненного цикла объектов, полученных в результате дешевых контрактов, в разы превышают мимолетную экономию, полученную в ходе торгов.
Теряется смысл всех действий государства, муниципалитета. Та же школа, дорога строятся для того, чтобы создать социальный эффект, улучшить условия проживания людей в долгосрочной перспективе. А при закупке по дешевке резко сокращается срок службы, а, следовательно, ожидаемый социальный эффект и удовлетворенность людей от результата закупки.
– Еще пример назовете?
– Недавно активисты ОНФ осмотрели дворовые территории, благоустроенные в 2017-2018 годах по федеральному проекту «Комфортная среда». Большинство из них уже имеют значительные дефекты. Не определены собственники объектов, а потому там никто не убирает снег, что ограничивает доступ детей к игровым площадкам.
– Наверное, управляющая компания должна этим заниматься?
– Законодатель не предусмотрел тот факт, что большие объекты, как например, на улице Липовой в Оренбурге, соприкасаются с территориями, которые обслуживают несколько управляющих компаний. Как между ними поделить ответственность и территорию? Есть и другой момент. Мы общаемся с жителями, и они от нас с удивлением узнают, что содержание и ремонт этих дворовых площадок по истечению гарантийного срока станут их обязанностью. Обязанность по содержанию ведет к увеличению коммунальных платежей. У людей возникает логичный вопрос: если мы оплачиваем, значит, имеем право ограничить доступ для детей из других дворов?
– Чтобы не закрывать на ключ все дворовые площадки, какой выход?
– Большие территории для отдыха и занятий детей должны переходить в собственность муниципалитета, я думаю. Тогда и бремя их содержания будет ложиться на него. Это же не лавочка у подъезда. Этим нужно заниматься уже сейчас администрации Оренбурга. Именно сюда будут жаловаться родители малышей из соседних дворов, где нет детских и спортивных площадок. Ведь попасть на закрытые территории они не смогут.
– Дмитрий Николаевич, вы давали несколько комментариев по поводу проблем вокруг строительства Центра восточных единоборств на ул. Салмышской в Оренбурге. Он должен был начать работу еще в сентябре 2018 года, но до сих пор строится. Знаете, почему?
– Строительство этого объекта (ссылка) является ярким примером того, как заказчик, в данном случае – муниципалитет, забывает о ЦЕЛИ и снижается удовлетворенность населения. Муниципалитет обязан был обеспечить коммуникации к объекту. Договорились, видимо, со своими, проложили зимой, а весной объявили торги. Конечно, старались, чтобы их выиграла та компания, которая уже выполнила работы. Это все с самого начала незаконно, а потому возбуждено уголовное дело.
Часто спрашиваю о цели конкретной закупки: и предпринимателей, и представителей муниципальной, государственной власти. Ответ поражает – освоение бюджетных средств.
В качестве примера можно привести Дворец пионеров в Орске. Его ремонтируют более трех лет, стоимость работ увеличилась за это время с 16 млн. до 100 млн. рублей. И снова срок ввода в эксплуатацию откладывается до 2021 года, а, значит, потребуются дополнительные деньги. В это время дети занимаются в арендуемых помещениях. Получается, бюджет несет двойные затраты, чтобы предоставить услуги дополнительного образования для населения.
В Оренбурге памятником непродуманности чиновников и неэффективной траты бюджетных денег является здание гостиницы «Баку» (подробности читайте здесь). 200 млн. рублей выплачены муниципалитетом владельцу еще 7 лет назад, но поликлиники в этом микрорайоне так и нет. Здание простаивает, люди справедливо возмущаются. А ведь изначальная цель была правильная – обеспечить жителей доступной медицинской помощью.
– Очевидно, цель покупки здания гостиницы «Баку» была у главы Оренбурга Арапова все же другая.
– И такая мысль напрашивается. А как еще расценивать такие проекты? Их много. В Асекеевском районе в селе Заглядино возвели здание детского сада, смонтировали крышу, окна, входные двери и бросили – зарыли, так сказать, деньги и надежды сельчан. Поликлиника в Тоцком, Центр профилактики и борьбы со СПИД в Орске и еще десятки объектов, где бюджетные деньги «освоены», а цель – удовлетворенность населения – не достигнута. Касается это не только строительной отрасли.
МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» закупило за кредитные деньги под гарантию муниципалитета 50 автобусов. Они все должны были ездить по улицам Оренбурга еще в октябре. Но до сих пор часть простаивает на территории МКП по каким-то причинам, а 9 штук и вовсе еще в Оренбург не приехали.
Региональное отделение ОНФ направило в МКП «ОПП» запрос, чтобы разобраться, что происходит, кто и почему нарушает условия контракта.
– В чем же причина? В том, что представители заказчика не отвечают за результат, за то, что жители его не получают?
– Отвечают. Теперь введена уголовная ответственность. Осужден, хотя и без ограничения свободы, начальник управления жилищной политики Сергей Макеев. Отбывает наказание бывший начальник ФСИН России Александр Реймер, возбуждено уголовное дело по факту воспрепятствования предпринимательской деятельности по Центру восточных единоборств в Оренбурге. Да, пока не много. Да, коррупция стала обычаем делового оборота. Чем активнее будут действовать общественники, население, тем больше процессов будет проходить в рамках правового поля. Как куратор проекта ОНФ «За честные закупки», стараюсь максимально откликаться на все сигналы от населения, помогаю активистам действовать грамотно.
– Знаю, что вы, Дмитрий Николаевич, высказываете предложения по улучшению системы госзакупок и в профессиональных кругах, на площадках ОНФ. Результаты есть?
– Еще 5 лет назад я предлагал законодательно установить отсрочку платежа по контракту по принятым работам и товарам не более 30 дней, иначе предприниматель годами ждет оплату. Наконец, такая норма появилась в законодательстве, и многие предприниматели вздохнули свободнее. Если происходит-таки задержка, то у прокуратуры теперь есть рычаг для воздействия.
В 2017 году мы с коллегами обсуждали проблемы закупок у единственного поставщика. Это один из самых коррумпированных видов закупок, они проводятся непублично (ссылка). На форуме «Госзаказ-2018» выступил представитель республики Татарстан и сказал, что там применили мое предложение и создали биржу закупок у единственного поставщика. В Москве и Московской области запущена в работу система «Электронный магазин». К сожалению, в Оренбургской области до настоящего времени закупки малого объема у единственного поставщика осуществляются без применения цифровых технологий вне публичного пространства.
– Какую же зарплату получает активист ОНФ?
– Никакой. И я, как координатор проекта «За честные закупки», не получаю ни зарплату, ни возмещение расходов, связанных с поездками по области. Нет у нас кабинетов, служебных автомобилей. Этим и отличается ОНФ от многих государственных органов. Активисты фронта стремятся сделать жизнь в своей территории и в стране лучше, комфортнее. Мы не штрафуем и не сажаем в тюрьму. Задача активистов – общаться с людьми, аккумулировать информацию, оценивать и при необходимости передавать в соответствующие государственные структуры. Но не «передали и забыли», а постоянно держать руку на пульсе. Лидер ОНФ Владимир Владимирович Путин на съезде движения обозначил три приоритетных направления: контроль, поддержка и участие в выработке приоритетов развития страны. Также поручил ОНФ продолжить контроль над деятельностью органов власти. В этих направлениях мы с коллегами и движемся. И, самое главное, хотелось бы напомнить всем слова Президента РФ: «…. Каждый бюджетный рубль необходимо направлять на достижение конкретного, общественно значимого результата. Ситуация, когда бюджетные средства выделяются без понимания конечной цели и эффекта, недопустима»
Беседовала Оксана Чуряк
Биография Дмитрия Болдырева
Родился в Орске Оренбургской области. Окончил среднюю школу № 29, профессиональное училище № 7 с отличием, получил профессию повара-кондитера. Отслужил срочную в войсках стратегического назначения, уволился в звании старшина.
Работал сначала на Никелькомбинате, а потом в подразделениях УИН при МВД. Окончил Уфимский юридический институт. В 2008 году по выслуге лет вышел на пенсию, награжден медалью «За отличие в службе» 3 степени. Специальность «муниципальные и государственные закупки» получил в Высшей школе экономики.
С 2009 года профессионально занимаюсь юридическим сопровождением закупочных процедур.
В 2012 году стал общественным омбудсменом по защите прав предпринимателей Оренбургской области. С 2014 года Эксперт Probonopublico по защите прав предпринимателей.
С 2015 года являюсь координатором проекта ОНФ «За честные закупки».
Спортом занимался всегда. Но и помогал детским спортивным начинаниям. За последние годы особенно много внимания уделяю Федерации художественной гимнастики Оренбургской области, Федерации рукопашного боя города Оренбург, Федерации джиу–джитсу Оренбургской области, партнер оренбургской детской команды следж-хоккейного клуба «Ястребы».
Координатор проекта ОНФ «За честные закупки» считает, что риски неисполнения договоров хозяйствующими субъектами друг перед другом остаются слишком большими. Часты случаи одностороннего изменения условий или не выполнения их. Редко удается урегулировать такие споры в досудебном порядке. К сожалению, и судебные решения на практике нередко основываются не на законодательстве, а на личном убеждении судей.