Если раньше, до знакомства с Оренбуржьем, Орск у меня ассоциировался только с холодильниками и плавлеными сырками, то теперь – с затяжной деградацией, социальной ленью и управленческой некомпетентностью"
Я видел Курган – самый жуткий из окрестных областных центров, где страшно было даже выходить из здания вокзала, видел Нижний Тагил до того, как на него свалились дары от федеральной власти и рост военных и гражданских заказов – с его разбитыми дорогами, облупленными домами и засильем героиновых торчков, видел депрессивные моногорода Челябинской области, стоящие вдоль хребта, на отшибе от главных дорог. Наконец, побывал в не самых благополучных стотысячниках Казахстана. Я думал, что в уральском макрорегионе я видел все, а в какую-нибудь Тыву мне ехать было как-то незачем. Но потом нелегкая занесла меня в Орск.
Не то чтобы я совсем не любил девяностые годы XX вв. Но ностальгия по собственной юности, анархическим свободам той эпохи и ее субкультурным тусовкам – это одно. Садиться же в машину времени я никак не предполагал. И все же это путешествие во времени состоялось именно в Орске. И пришлось внимательно следить за тем, чтобы «морлоки» не украли пресловутые «рычаги», без которых возвращение в родную эпоху было бы затруднено – как то деньги, документы и средства связи.
Если раньше, до знакомства с Оренбуржьем, Орск у меня ассоциировался только с холодильниками и плавлеными сырками, то теперь – с затяжной деградацией, социальной ленью и управленческой некомпетентностью. Короче говоря, «история неуспеха».
Оказалось, впрочем, что именно в таком качестве Орск знаком не только неофициально многим жителям Оренбургской области, стремящимся покинуть его или его окрестности или заезжающим в него только по крайней нужде (например, в ходе командировок), но и вполне официальным СМИ, даже криминальным сводкам, в которых каждое злоключение орских «гастролеров» на территории Саракташско-Кувандыкского «Средиземья» неизбежно читается как «набег орков».
Хуже всего то, что это состояние города, который, между прочим, возник раньше Оренбурга, кажется необъяснимым, особенно при сравнении с самим Оренбургом и даже с соседним Актобе. Последний хоть и нельзя назвать цветущим городом-садом, но в нем, по крайней мере, кипит на свой, азиатский манер, экономическая жизнь, а люди куда более добродушны и даже до определенной степени оптимистичны. Орск, находящийся на границе двух государств с солидными объемами транзитной торговли, мог бы повторить ослепительную карьеру Белгорода. Вместо этого он разделил участь Харькова: треть века (а по субъективным ощущениям так и все полвека) в нем отсутствует какое-либо серьезное развитие. Прохожие аутичны, как будто бы совершенно истощены и даже просто больны – разительный контраст с молодым, сексуальным Оренбургом. Через город проходит львиная доля среднеазиатского наркотрафика, но ведь почти вся она обусловлена спросом со стороны крупных индустриальных центров к северу от Оренбуржья. Если нельзя победить наркоконтрабанду как таковую, то хотя бы с конечным потреблением в Орске нужно было что-то делать? Но создается отчетливое ощущение, что Орск живет под лозунгом «всем по…».
Как вкопанное стояло строительство до последнего года. При этом орские застройщики умудряются принимать самое деятельное участие в строительном рынке Оренбурга, где своей активностью вызывают бурю негативных откликов со стороны не только конкурентов, но и простых горожан – в связи со специфическим подходом к земельному вопросу и традиционной для Оренбурга малоэтажной городской застройке.
Транспортная инфраструктура не просто оставляет желать лучшего… Если железнодорожный вокзал еще приведен РЖД в более-менее пристойное состояние (хотя напоминает, скорее, вокзал крупного села или ПГТ) то автовокзал шокирует даже бывалого путешественника по изнанкам постсоветского бытия и странам Третьего мира. Только там, я, наконец, вернулся в студенческие годы, попробовав «Липтон» из одноразового стаканчика на разбитом фанерном сиденье. Напрочь убитые и обклеенные рваным скотчем «Газели» живо возвращают «участника движения» (по реконструкции 90-х) в годы примерно Второй Чеченской. А ведь с точки зрения логистики Орск – очень важный узел. Через него проходит больше поездов, чем через Оренбург, через него (было бы) удобнее попадать в Казахстан и Среднюю Азию на автомобильном, автобусном транспорте. Да что там… ведь настоящая дорога на Китай с Южного Урала начинается если не из Петропавловска, то именно из Орска, а из Оренбурга грузам и людям удобно попадать разве что в Поволжье.
Что же такое приключилось с Орском? Неужели он «утонул» под грузом деиндустриализации и сопутствующих социально-экономических проблем? Но никакой деиндустриализацией и не пахнет. Зато пахнет индустриальным загрязнением. Вместе с Медногорском и Гаем Орск «традиционно» лидирует в областном хит-параде промышленных выбросов. Тогда, может быть, напротив – перед нами моногород-переросток, наподобие Магнитогорска (проблемы которого, к слову, решаются с завидной эффективностью), который не может быть деиндустриализирован, а может быть только реиндустриализирован с применением последних технологий? Опять нет. В Орске нет так называемого градообразующего предприятия, и в советскую эпоху спектр производимых товаров, как и спектр самих производственных площадок, не сводился к одному «цвету». Орск никогда не имел фатальной специализации в тяжелой или горнодобывающей промышленности. Новые технологичные производства, это, конечно, хорошо, но их тоже что-то не предвидится. Даже реконструкция пресловутого орского НПЗ по сути только-только начинается. Городское благоустройство? О нем только что узнали из книг и рассказов путешественников. Правда, почему-то к нему отнесена установка… Доски Почета – объекта, по древности своей почти сравнимого со скрижалями моисеевыми. Автор уже и не помнит, как они (доски) должны выглядеть. Может быть, Орск просто забыл поставить такую доску лет 40 назад и наверстывает упущенное? Я почти уверен, что так оно и есть.
Зато, предвещая мифическое «зеленое» будущее, уже стоят три ветрогенератора, принадлежащие почему-то… Уральской табачной компании. Есть и первые светофоры на солнечных батареях, по отзывам форумчан «прямо как в Турции». Турция! Вот она, новая идея для развития, новый ориентир светлого будущего. Как понимают все, бывавшие недавно в Турции, ориентир практически недостижимый. Перефразируя известный анекдот про Хельсинки, можно с уверенностью сказать, что для Орска «Турция – это уже оччень далеко». Скорее уж «в Турции» (и в самое ближайшее время) будет Казахстан. А Орск придется срочно спасать. Всем оренбургским миром.