1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный Кодекс, который во многом по-новому определяет нюансы жилищных отношений и вводит новые понятия ЖК.
Особое внимание в Кодексе уделено разграничению компетенции в области жилищных отношений между органами гос. власти РФ, органами власти субъекта РФ (областями, краями, республиками в составе РФ) и органами местного самоуправления.
Изменены положения Кодекса, регламентирующие предоставление жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ право на бесплатное предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий малоимущие граждане. Принадлежность граждан к этой категории определяется органом местного самоуправления. Другие категории граждан, имеющие право на получение жилого помещения по договору социального найма, устанавливаются федеральным законодательством.
Кодекс не предполагает возможности первоочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма, за исключением случаев граждан-жертв стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций. Вне очереди жилые помещения могут предоставляться детям-сиротам и несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых их совместное проживание с другими лицами в одной квартире невозможно.
Отменена бесплатная приватизация жилья, но прежние условия этого вида приватизации сохраняются до 1 января 2007 года. То есть граждане, уже проживающие в квартирах по договору социального найма, имеют время, чтобы решить для себя этот вопрос: переводить жилье в собственность или нет. Те, кто получил квартиру на условиях социального найма после 1 марта 2005 года, приватизировать ее уже не смогут.
В связи с оформлением приватизации необходимо обратить внимание на важный момент: принимая решение о приватизации, нередко от заявителя требуют предъявить договор о социальном найме как документ. Но отсутствие письменной формы договора (его могли и не заключать) не означает невозможности приватизации жилья. Это записано в Гражданском кодексе.
С вступлением в силу нового ЖК увеличиваются расходы владельцев жилья, буквально иллюстрируя понятие «бремя собственности». Следует отметить, что Жилищный кодекс на срок до 2007 года сохраняет право расприватизировать свою квартиру. Таким образом, малоимущие семьи или, скажем, жильцы старых домов имеют время, чтобы взвесить все «за» и «против» и определиться, в какой квартире им выгоднее жить — собственной или муниципальной, на условиях социального найма.
Жилищный Кодекс поможет решить серьезную проблему, связанную с общежитиями. Права семей, проживающих в них, часто оказывались ущемлены, поскольку занимаемая ими площадь уже перестала быть ведомственной, но режим общежития фактически сохранился. Теперь эти люди считаются занимающими свою жилплощадь по договору социального найма.
В Кодексе отсутствует понятие «ордер», основанием для вселения в жилое помещение теперь является только договор социального найма, который заключается на основании решения о предоставлении этого помещения.
Изменено содержание права пользования жилым помещением. В настоящее время временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи не ограничивается каким-либо сроком. Необходимым условием сохранения такого права является добросовестное выполнение взятых на себя обязательств по договору социального найма, в том числе по внесению платы за жилье и коммунальные услуги.
Кодекс предусматривает, что в случае прекращения семейных отношений собственником жилого помещения право пользования данным помещением за бывшими членами семьи собственника этого жилого помещения не сохраняются, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшими членами его семьи или судебным решением.
Определен новый регламент перевода жилых помещений в нежилые и обратно.
Особенностью нового Кодекса является и раздел, связанный с платой за жилье и коммунальные услуги, в котором урегулированы вопросы, связанные со структурой платежей как за жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, так и за жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, с определением мер социальной защиты граждан. Это связано с предоставлением субсидий, а также компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.
Кодекс установил обязанность собственников помещений выбрать способ управления многоквартирным жилым домом. Если в течение определенного времени собственники не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, выбор управляющей компании для данного дома производит орган местного самоуправления на основе открытого конкурса.