Вера Баширова: «Этнокультурное образование и воспитание помогают формированию у детей и молодежи истинного патриотизма»

37

Вице-губернатор – заместитель председателя Правительства Оренбургской области по внутренней политике Вера Баширова сегодня, 3 октября, приняла участие в форуме-диалоге «Языковая политика: общероссийская экспертиза», который проходит в Москве.

В работе дискуссионной площадки, организованной по инициативе Федерального агентства по делам национальностей, приняли участие ученые-филологи, преподаватели русского языка и языков народов России, руководители федеральных и региональных органов власти. Главная цель встречи — выработка предложения по созданию оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, организации образовательного процесса, направленного на формирование общероссийской гражданской идентичности с учетом языковой ситуации в регионах нашей страны.

На пленарном заседании форума выступили руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, руководства регионов, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, ведущие эксперты в сфере языковой политики и образования.

В рамках форума-диалога работали четыре тематические секции.

С коллегами Вера Баширова поделилась наработками Оренбургской области в сфере системы этнокультурного образования. Она подчеркнула, что Оренбургская область – это сердце Евразии, где проживают представители 126 этнических общностей.

— Главная сила нашего края заключается в мире и добрососедстве, в заботе о своих исконных корнях и уважении к обычаям представителей других народов, живущих рядом с нами, — отметила Вера Баширова. — Сама идея этнокультурного образования состоит в создании и поддержании на территории области системы обучения и воспитания, базирующейся на основе культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей современный уровень технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. Важное значение имеет проводимая в области языковая политика, гармония в которой, как и в любом многоязычном регионе является результатом баланса двух противоположных потребностей: потребности идентификации и потребности общения. Именно этот принцип положен в основу формирования и развития системы этнокультурного образования в условиях многонационального Оренбуржья. Именно сбалансирование потребностей в общении и потребности в самоидентификации является приоритетом в деятельности Правительства области.

В Оренбургской области функционирует 79 школ, где родной язык, отличный от русского, изучают как предмет, а также на факультативах и в кружках более 3,5 тысячи детей различных национальностей. Из них татарский язык преподается в 42 школах, его изучают более 2,5 тыс. детей, казахский – в 15, башкирский – в 13, мордовский – в 5, чувашский – в 2, немецкий – в 1, а также, в 1 школе дети изучают иврит.

Еще 300 воспитанников в различных формах изучают родной язык в 10 образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования.

— Показателем результативности работы системы этнокультурного образования Оренбуржья являются неоднократные победы наших ребят на Межрегиональных олимпиадах по башкирскому языку и литературе в Уфе, Международных олимпиадах по татарскому языку и литературе в Казани, в Межрегиональных олимпиадах по мордовскому языку в Саранске. Результативность участия оренбургской делегации в межрегиональных олимпиадах по башкирскому и мордовскому языкам в 2017 году, например, составила 100 процентов, — подчеркнула вице-губернатор.

Сохранение историко-культурного  наследия  народов  России  и  Оренбуржья, воспитание уважения к национальным традициям и  культуре  осуществляется в рамках областной детской этнографической экспедиции «Радуга» и одноименного фестиваля, участниками которого в 2017 году стали воспитанники областных детских этнографических коллективов в возрасте от 10 до 15 лет – около 250 детей из 16 районов Оренбургской области, представивших русскую, башкирскую, мордовскую, казачью, татарскую и казахскую культуры. В этом году был проведен уже 21 такой фестиваль.

Еще одним масштабным мероприятием, проводимым в рамках работы с детьми и молодежью, стал IV областной конкурс детских исследовательских работ «Многонациональное Оренбуржье». В 2016 году этот проект впервые получил областной статус. На конкурс было прислано более 200 работ школьников, а победителями в различных номинациях стали 40 юных участников из 9 территорий области. В этом году конкурс уже объявлен, а подведение его итогов состоится в ноябре.

— Осуществляемая в области языковая политика, этнокультурное образование и воспитание способствует формированию у детей и молодежи сознания, ориентированного на ценности своего и других народов, способного в любых экстремальных ситуациях сохранять уважение, взаимопонимание и стремление к взаимодействию. Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что понятия «родной» и «неродной» язык в многонациональном регионе зачастую слабо дифференцированы. Особенно хорошо это видно на примере детей старшего дошкольного возраста, которые еще до поступления в школу в одинаковой степени владеют разговорной речью на двух, а то и трех языках, — подчеркнула Вера Баширова. – Вместе с тем мы считаем необходимым введение федеральной поддержки расширению возможностей региональных систем образования для обучения родных языков, отличных от русского. Такая поддержка необходима, причем, не только национальным республикам, а всем многонациональным российским регионам. Ведь национальное самочувствие и национальное самосознание – залог мира и благополучия на территории всей нашей Родины. А мир – это задача стратегическая, государственная.