Спрос на вейпы, как густой красивый клуб пара, впечатлил всех своими размерами, а затем пропал. Об этом сообщили представители крупных сетей вейп-шопов.
Как отмечает сооснователь сети Vape.ru (примерно 30 точек по России) Кирилл Катаев, выручка от продажи вейпов упала в 2 раза.
— Люди теряют интерес. У нас закрывается по одному магазину в Питере, Архангельске, Нижнем Новгороде. В остальных магазинах проводится оптимизация, — рассказал Кирилл Катаев.
Он также уточнил, что раньше среднестатистический вейп-фанат приходил в вейп-шоп каждые 2-3 месяца.
— Бывало, клиент через две недели заглядывал со словами «хочу вкуснее и больше». Но со временем покупательский спрос упал, — отметил он.
Дмитрий Борисов, руководитель компании Vardex (примерно 100 магазинов по стране), заявил, что спрос на вейпы снизился более чем на 50%.
— Я постоянно слышу, что закрывается тот или иной вейп-магазин, — сообщил Дмитрий Борисов. — Спрос среди молодёжи упал в разы.
Как отмечает руководитель сети Super Smoke Михаил Сабуров (23 магазина в Москве), выручка от продажи вейпов по сравнению с прошлым годом снизилась на 50%.
— Мы, как крупная розничная сеть, держимся. А маленькие компании, где один-два магазина с вейпами и жидкостями для них, массово закрываются, — уточнил он.
Представители сетей отказались рассказывать, на сколько в рублях упал спрос, сославшись на коммерческую тайну.
Основная причина снижения спроса — мода прошла. Как рассказал управляющий директор сети магазинов BabylonVape Игорь Самбурский, люди как и раньше курят электронные сигареты, однако принципиально других моделей — вейпами их назвать никак нельзя. Они выглядят иначе, для их заправки необходимо покупать не банки с жидкостью, а картриджи, в которых менее 1 мл жидкости. И пар такие сигареты практически не выпускают.
— Был хайп — люди хотели больших облаков. Сейчас с этим наигрались, — рассказал Игорь Самбуровский.
Глава профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем Максим Королёв полагает, что «общество так и не привыкло к вейперам».
— Недружелюбное отношение людей к вейпингу тоже подавило моду на новинку, — добавил он.
В столичном парке «Сокольники», к примеру, в августе даже прошёл митинг против вейпинга в общественных местах.
Стоит отметить и то, что цены на жидкости для вейпов выросли в связи с введением акцизов. Как сообщается, специалисты прогнозировали двукратное увеличение цен — до 700 рублей за баночку с 30 мл жидкости отечественного производства.
Максим Королёв полагает, что вейп не исчезнет полностью.
— Вейпы встанут в один ряд с курительными трубками, — отметил он. — Это скорее экзотика, когда нужна атмосфера, определённые ритуалы.
И вейп, и трубку очень хлопотно использовать. Для трубки необходимо приобретать специальный табак в магазинах, которые есть далеко не на каждом шагу. А затем этим табаком надо правильно набить трубку и раскурить её. С вейпами та же история — надо покупать баночки с жидкостью в специальных магазинах и заливать их в устройства.
Экс-вейпер Илья рассказал, как он начал парить, а затем разочаровался в вейпах.
— Всё это можно сравнить с курением трубки, которую нужно чистить, забивать табаком, — отмечает Илья. — В нашей суматошной жизни, если рассматривать вейп как способ получить никотин, это очень хлопотно. У моих друзей тоже угас интерес.
Вейпер с 4-летним стажем Евгений Волков не считает, что облака пара рассеялись. Он отмечает, что вейперов становится больше, а выручка в магазинах уменьшается из-за конкуренции и жадности.
— Плюс китайцы очень сильно давят с условными покупками с AliExpress, — уточнил он.
Совладелец компании Elementary Vape Ираклий Гурцкаия ранее упоминал о том, что инвестиции в лабораторию по производству жидкостей для вейпов в среднем составляют 8 млн рублей. Рентабельность, как он сообщает, ещё в начале этого года составляла в среднем 75%.
Есть вероятность, что многие лаборатории и вейп-магазины уже потеряли свои многомиллионные вклады — они пустили деньги на ветер моды.