в Оренбургском государственном университете состоялся 2-й этап олимпиад для школьников по 13 предметным областям. Более 200 детей из Оренбурга, Орска, Новотроицка, Сорочинска, а также Абдулинского, Акбулакского, Красногвардейского, Новосергиевского, Северного, Ташлинского, Тюльганского и других районов области приехали, чтобы показать свои знания, пообщаться с преподавателями и выпускниками ОГУ.
— Всего в олимпиадном движении 2010 года приняли участие около 600 человек, — отметила начальник управления довузовского образования ОГУ Т.А. Носова. – А начиналось все семь лет назад — с двух предметов и нескольких десятков человек! Сегодня это серьезная работа факультетов вуза, которая в первую очередь направлена на то, чтобы помочь абитуриентам определиться с выбором профессии.
Организаторы старались, чтобы олимпиадные задания не только соответствовали стандартам единого государственного экзамена, но и были актуальными для самих участников состязания. Отвечая на вопросы по праву, учащиеся рассуждали о правах ребенка, о юридической ответственности несовершеннолетних, о правоотношениях родителей и детей, социальных правах человека и государственной семейной политике.
Помимо традиционных олимпиад по математике, физике, истории, праву, химии, географии, французскому языку внимание школьников в этом году привлекли и новые направления: филология (русский, немецкий, английский языки), экология, биология, математика в экономике.
— Многие ученики отдают предпочтение математике с первого класса. Притягательность этого предмета в том, что он учит логически мыслить, а также имеет прикладное значение в экономике — престижной и популярной сегодня сфере профессиональной деятельности, — поясняет доцент кафедры математических методов и моделей в экономике ОГУ Е.М. Крипак.
Преподаватели кафедры предложили школьникам реальные экономические задачи в неординарной трактовке. В одном из заданий олимпиады для одиннадцатиклассников нужно было помочь Бабе Яге (являющейся Homo Economicus) определить свою функцию спроса на ягоды. Дело в том, что Баба Яга потребляет только два товара — грибы и ягоды, расходуя на них весь свой доход. После исследования функции спроса на грибы она получила зависимость объема спроса от цены грибов и дохода. Очевидно, что решать такую задачу не только познавательно, но и интересно!
На олимпиаде по экологии ученики 8 – 9-х классов предложили ряд мероприятий, связанных с экологическим планированием в городах. «Проблемы чистой воды, загрязнения атмосферного воздуха, охраны растительного покрова знакомы ребятам с первого класса, — поясняет доцент кафедры экологии и природопользования ОГУ Е.В. Гривко. – Об истощении природных ресурсов, деградации животного и растительного мира школьники узнают позже, поэтому ученики 10-х и 11-х классов предлагают свои пути решения проблем влияния промышленных предприятий на экологические процессы. В работах школьники затрагивают и административно-правовые аспекты, и систему просвещения в области экологической культуры и даже высказываются по поводу реальных инженерно-технических решений», — рассказывает Елена Васильевна.
Это еще раз доказывает, как важно организовывать такие мероприятия, которые вовлекают детей в творческий процесс, связанный с поиском новых идей и нестандартных решений.
Ю. Ланкина