С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены в обязательном порядке грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы; с 1 июля 2014 года (срок отодвинулся с апреля на июль) — автобусы и грузовики массой более 15 тонн; с 1 сентября 2014 года — грузовики массой от 12 тонн; с 1 апреля 2015 года — грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.
Порядок оснащения транспортных средств тахографами разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» и устанавливает процедуру оснащения тахографами транспортных средств, категории и виды которых утверждены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», и сроки оснащения транспортных средств тахографами.
Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее — владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении № 2 к приказу Минтранса России № 36 после слов "за исключением", производится:
— автобусов категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров, — до 1 июля 2014 г.;
— транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов, — до 1 апреля 2014 г.;
— транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, — до 1 июля 2014 г.;
— транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, — до 1 сентября 2014 г;
— транспортных средств категории N2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, — до 1 апреля 2015 г.;
— транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных организациями — изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР2, Женева, 1 июля 1970 г.), — до 1 января 2018 г.;
— транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 7203, — до 1 января 2018 г.
С 1 апреля 2014 года вступают в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которым снимается ограничение на применение норм, установленных статьей 11.23 КоАП РФ, предусматривающих наступление административной ответственности за управление транспортным средством, не оборудованным в установленных случаях техническим средством контроля, обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, а также с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом.
Весь комплекс мероприятий, связанных с созданием системы тахографического контроля, в конечном итоге направлен на повышение безопасности дорожного движения и снижение количества погибших и пострадавших на российских дорогах.
Справка
Тахограф – техническое средство контроля, предназначенное для регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Согласно законодательству Российской Федерации все грузовики массой свыше 3,5 тонн и пассажирские автобусы должны были быть оснащены тахографами до 23 января 2012 года. С 1 апреля 2014 года вступают в силу поправки в КоАП РФ, согласно которым появляется административная ответственность за отсутствие тахографа и за нарушение режимов труда и отдыха водителей. При этом данное требование не распространяется на городской муниципальный транспорт, осуществляющий городские и пригородные регулярные перевозки пассажиров, и отдельные категории специализированных транспортных средств (не используемых для перевозки пассажиров и грузов).