В возрасте 98-ми лет умер писатель и общественный деятель Даниил Гранин, автор «Иду на грозу», «Зубра» и «Блокадной книги». Дата прощания и похорон писателя на данный момент неизвестны.

Последние несколько дней Даниил Гранин пребывал в реанимационном отделении клиники и был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.

Незадолго до смерти писателя принимал в Стрельне президент Владимир Путин — в июне Гранину вручили Государственную премию с формулировкой «За выдающуюся гуманитарную деятельность». Формулировка эта с одной стороны очень точна, а с другой стороны не совсем верна — Гранин был прекрасным писателем, однако при этом понимал свой труд не как производство образцов чистого искусства, а как служение — в первую очередь, народу.

Максима Василия Шукшина «Нравственность есть правда» как к никому другому может быть применима к Даниилу Гранину.

Писатель родился практически 100 лет назад — в 1919-м, однако где именно — данные его биографии расходятся, то ли под Курсом, то ли под Саратовым. Учился в Ленинграде, затем работал на Кировском заводе, а когда началась Великая Отечественная ушел на фронт — с этим фактом не спорит ни одна из версий — и прослужил в армии до самой победы. После демобилизации вернулся в Ленинград, вновь стал работать инженером, однако уже в конце 40-х принес в журнал «Звезда» свой дебютный рассказ, который завотделом прозы и однофамилец Юрий Герман (настоящая фамилия Гранина — Герман) принял в печать.

Умер писатель Даниил Гранин

Даниил Гранин стал признанным классиком еще будучи живым. Таковым писателя сделал кажущийся в наше время странным и архивным жанр производственного романа. Предметом его специального интереса являлись ученые — так, его дебют в большой форме «Искатели» стал историей борьбы приверженца технологии с левиафаном косного государства.

Появившийся вслед за ним «Иду на грозу» из истории охотников за молниями перерос в конфликт принципиального человека и приспособленца. Нашумевший в перестройку «Зубр» так и вовсе был художественно-документальным романом о генетике Тимофееве-Ресовском — а точнее, о тех репрессиях, которые пришлось пережить этой науке прежде, чем её признали таковой.

Вообще, жанр «докуфикшн» — который на тот момент еще так не назывался — был в советской литературе если не открыт, то развит как раз Даниилом Граниным, который и написал несколько замечательных биографий замечательных людей.

Но едва ли не основной темой для Гранина стала война. А главной книгой — «Блокадная книга», которую он написал в соавторстве с другим знаменитым летописцем войны, Алесем Адамовичем. История того, как для одних ленинградцев это испытание в итоге стало невероятной и невыносимой школой стойкости духа, а для других — дорогой к расчеловечиванию. Для писателя-фронтовика данная тема являлась особенной — его часть последней зашла в зону блокады, после чего фашисты заблокировали город.

Тема войны для Даниила Гранина оставалась актуальной до самого последнего времени — за ставшим последним роман «Мой лейтенант», посвященный однополчанам, он получил премию «Большая книга».

Вообще, писатель получал награды часто и заслуженно — был награжден звездой Героя Социалистического Труда, и Государственной премией СССР, и Государственной премией России — 2 раза.

Удивительно, что практически все романы Гранина были в конечном итоге экранизированы, причем фильмы по первым трем его произведениям большой формы выходили почти мгновенно (по кинематографическим меркам). Картина по «Искателям» — в 1956-м, по роману «После свадьбы» — в 1962-м, а «После грозы» появилась на экране в 1965-м. Даже по «Блокадной книге» Александр Сокуров в 2009 году, когда давным давно остались в прошлом все запреты ленинградского партийного руководства, снял документальный фильм — в нем несколько десятков жителей Санкт-Петербурга (среди них, например, Олег Басилашвили) читают отрывки из произведения, посвященного ужасному периоду в жизни города.

Для жителей Санкт-Петербурга Гранин являлся носителем духа города — того духа, который помог выстоять при фашистах, и того, который ожил совсем недавно и вылился в марафон взаимопомощи, когда из-за терактов в Петербурге случился транспортный коллапс. И нравственным камертоном: «К сожалению, сейчас только одна идея — обогащайтесь кто как может. Вот какая у нашего общества идея. А моя личная идея — сохранить порядочность, честность, интеллигентность. Такие вот простые вещи…» — отмечал Даниил Гранин в одном из своих интервью.

Да и просто общественным деятелем: Гранин до последнего времени боролся за сохранение за Исаакиевским собором статуса музея и использовал весь свой авторитет для того, чтобы донести точку зрения жителей Петербурга до местных властей.

И вдобавок — еще один важный штрих биографии писателя: еще в советское время Гранин стал основателем первого в СССР «Общества милосердия» — которое, в принципе, можно считать предтечей таких признанных благотворительных организаций, как «Справедливая помощь» Доктора Лизы, «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и прочие.

«Совершенно неважно, сколько книг оставит после себя человек, — сказал писатель на одной из своих лекций, — все равно над гробом будут говорить только о том, был человек добр или нет, много в нем было любви или нет».

Думается, в случае Даниила Гранина его же собственное правило не сработает — так как именно он являлся живым примером того, как слово писателя становится инструментом борьбы за правду, а история подвижника и правдоискателя — увлекательной книгой.

Источник