Сабантуй – неотъемлемая часть образа жизни татарского народа, отражающая связь времен, преемственность поколений, непрерываемую культурную традицию, восходящую к славной истории Великого Булгара. Слияние двух тюркских слов: сабан — плуг и туй – праздник, определяет его главные смыслы, связанные с празднованием начала весенних полевых работ, что в былые времена приходилось на конец апреля, а в наши дни на их окончание, что приходится на середину июня.
Сабантуй – история и современность
Согласно исследованиям Марселя Бакирова, Сабантуй, наряду с праздником первой борозды у татар, относится к пласту земледельческих обрядов и празднеств. Истоки Сабантуя, считает исследователь, следует искать, с одной стороны, в шумерском «празднике плуга», с другой — в древнейших календарных обрядах хунно-тюрков, включавших в себя конные скачки и всевозможные состязания.
Важно отметить, что о традициях и обычаях, связанных с Сабантуем, упоминал знаменитый арабский путешественник и писатель Ибн Фадлан. Из истории известно, что в 921-922 годах Ибн Фадлан в качестве секретаря посольства аббасидского халифа Аль-Муктадира посетил Великий Булгар. В своей книге, написанной в виде путеводных заметок, он оставил уникальные свидетельства о государственном устройстве и быте волжских булгар, в судьбоносный момент их истории принятия ислама (подробнее о вопросах о роли исламских идей в истории Евразии см. в книге: Исмагил Шангареев, Нурали Латыпов. «Ислам и мир» (1917).
И действительно, после принятия Волжской Булгарией ислама, и перехода наших предков на оседлый образ жизни, Сабантуй приобрел особый облик, став праздником весеннего сева и весеннего обновления природы. Так, трансформировавшись из праздника кочевников в праздник оседлых земледельцев, Сабантуй стал частью нового образа жизни народа, детерминированного исламскими духовными ценностями. И нельзя не согласится с Дамиром Шарафутдиновым в том, что «Сабантуй, ставший неотъемлемой частью образа жизни народа, на сегодняшний день стал одним из средств укрепления семьи и консолидации татарской нации».
В этой связи хотелось бы отметить, что истинно народный характер традиционных праздников, несет в себе большое системообразующее значение для формирования межнационального согласия и социальной стабильности. И представляется вполне обоснованным, что такой уникальный национальный праздник татар как Сабантуй, уже в первые же годы демократических реформ в России был включен в список законодательно утвержденных праздников Татарстана, а начиная с 2001 года в различных городах России стал проводится Федеральный Сабантуй. Впрочем, всероссийское значение этот праздник приобрел практически сразу после избрания Президентом Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на первый срок 7 мая 2000 года.
Свой первый визит в Республику Татарстан в качестве президента Владимир Путин совершил 23 июня 2000 года, а 24 июня исполнил национальный татарский танец. Тем самым он дал знак к открытию Сабантуя — праздника окончания весенних полевых работ.
Участников Сабантуя Владимир Путин приветствовал по-татарски: «Кадерле дуслар» — «Дорогие друзья!». Он назвал этот праздник «красивым, добрым и широким». «Каждый, кто участвует в Сабантуе, становится настоящим другом народа Татарстана», — заявил в ответной речи первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Сабантуй и мир
В современном мире Сабантуй – живая традиция, несущая в себе Дух татарского народа. И поэтому, представляется вполне закономерным, что, еще 2003 году Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, «являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа», в число претендентов на включение в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО». Ежегодно в теплые июньские дни Сабантуй объединяет тысячи людей не только в Татарстане, но и в разных уголках России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Надо особо подчеркнуть, что выдвижение Сабантуя в «Список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО» свидетельствует о выходе Сабантуя далеко за границы Татарстана, что несомненно, будет способствовать еще большему объединению людей всех национальностей и вероисповеданий.
Проведение Сабантуя в этом году в Италии, еще одно убедительное свидетельство о том, что география этого праздника не ограничивается только Татарстаном, но все более расширяется, охватывая не только регионы Российской Федерации, но и такие европейские государства как Италия. Интеграция народов как река, где-то быстрая, где-то медленная, но всегда несущая в себе обмен опытом и знаниями. С каждой новой эпохой народы мира вновь и вновь открывают друг друга. Достаточно вспомнить как выдающийся мыслитель эпохи Просвещения Шарль Монтескье, писал о татарах: «Этому победоносному народу не хватало только историков, которые бы прославили память о его чудесных подвигах. Сколько бессмертных деяний погребено в забвении! Сколько было татарами основано государств, истории которых мы не знаем!».
Сегодня татары несут всему цивилизованному миру праздник единства, что отражает истинный Дух татарского народа – созидателя, народа труженика. Везде, где организуется Сабантуй, возникает новая национально-культурная ситуация, связанная с приобщением его участников к многовековому духовному наследию татарского народа, облеченному в праздник сбора урожая. В сущности, Сабантуй – это праздник труда, без слов понятный всем людям на планете.
Надо сказать, что Сабантуй в Италии – явление не случайное. Не смотря на санкции Евросоюза, итальянское руководство (особенно в последнее время) видит в России старого испытанного временем партнера. Так, три года назад, Президент Владимир Путин посетил Всемирную универсальную выставку «Экспо-2015» в Милане, и обходя павильоны вместе с главой Совета министров Италии Маттео Ренци, привычно одел татарскую тюбетейку, которую ему подарили в павильоне Татарстана.
И сразу же журналисты задали Президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову вопрос: «Путин перед встречей с Папой Римским надел тюбетейку. Не кажется ли вам это неким сигналом для ЕС, что в России живут не только христиане, но и мусульмане?» — поинтересовалась корреспондент.
— «Наш президент Владимир Владимирович Путин никого не делит. И то, что тюбетейку может надеть и на Сабантуе поучаствовать в таких соревнованиях, когда в катыке надо искать монету, — это говорит о его характере и открытости», — с улыбкой ответил Минниханов.
Сабантуй в Италии
Сравнительно недавно, в 2013 году татарами, проживающими в Италии, была создана Ассоциация культуры «Татары в Италии». Ассоциация возникла как отражение системного процесса сближения народов на Евразийском пространстве. Она является членом Координационного совета организаций российских соотечественников Италии, входит в состав правления Международной Ассоциации татар стран Европейского Союза «Альянс татар Европы».
Важно подчеркнуть, что целью Ассоциации культуры «Татары в Италии» — является сохранение национальной идентичности и знакомство итальянских граждан с историей, обычаями и традициями татарского народа, развитие и укрепление культурных и деловых связей между Италией и Татарстаном. Подводя первые итоги, надо сказать, что, начиная с 2013 года члены ассоциации «Татары в Италии» успешно провели такие мероприятия, как праздник Сабантуй в Риме (2015 г., 2016 г., 2017 г., 2018), форум предпринимателей Татарстана и Италии (2015 г.), фестиваль татарской культуры (2016 г., 2017 г.) и др.
Встречаясь с активистами ассоциации Рустам Минниханов обратился к татарам, проживающим за рубежом, с просьбой не терять связей со своей малой родиной, и главное, не утратить свой язык. «Татарский язык – язык матери, — сказал он. – Важно не забывать его».
Даже одна крупинка является частью большой горы, сказал Рустам Минниханов, обращаясь к активистам Ассоциации «Татары в Италии», и если мы будем вместе, то сможем быть такой большой горой.
В текущем 2018 году Ассоциация культуры “Татары в Италии» провела 16 июня Сабантуй в городе Болонья на огромном аэродроме в провинции Молинелла. При активной поддержке Минкультуры РТ в Сабантуе приняли участие звезды татарской эстрады: Айдар Сулейман- заслуженный артист РТ и Алиса Мамина-оперная певица, лауреат всероссийских конкурсов. Поддержать культурную инициативу татар в Италии пришли представители русской диаспоры (ансамбль «Русская душа»), представители перуанской диаспоры (Ассоциации «Ялсури»), итальянский танцевальный коллектив La Mucca, в который входят в 50 лучших танцоров латиноамериканских танцев.
По традиции на Сабантуе проводились татарские национальные игры — чулмәк вату, капчык белән сикеру, канат (аркан) тарту, калак, йомырка белән йогеру. Многочисленных гостей угощали чак чаком, вак-бәлеш, перемеяч, очмочмак. Все желающие могли полетать на спортивных самолётах, а для детей были организованы игры в бассейне.
Среди почетных гостей на Сабантуе присутствовали представители татаро-башкирской Ассоциации из ОАЭ. Продолжая традиции демонстрации мужской доблести на Сабантуе, Айдар Сулейман и Мухамед Шангареев совершили показательные прыжки с парашюта, добавив остроты в спортивную часть праздника. Особо хочется отметить большую организационную работу, которая ответственно и с душой была проведена Лилией Шайхиевой.
В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть важность подобных культурных мероприятий, их консолидирующую роль в современном мире. И не вызывает сомнения, что Сабантуй как квинтэссенция обычаев и обрядов, лучших традиций, несущих оптимизм и надежды народа на будущее, непосредственно связан с актуальнейшими проблемами сохранения всего многообразия национальных культур на земле. Сегодня важно понимать и принимать как руководство к действию, что традиционные культуры раскрывают (и Сабантуй тому хороший пример), межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях татарского народа, его Дух устремленный в будущее многополярного мира.
Сведения об авторе:
Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).