Проведен мониторинг системы образования

4

В Оренбургской области проведено мониторинговое исследование на тему «Оценка реальных и потенциальных последствий реформ образования для учителей и директоров школ».

Это исследование проводилось в рамках реализации проекта «Мониторинг системы образования Оренбургской области как средство повышения качества образования», который является частью федерального проекта «Реформа системы образования», направленного на отработку основных элементов стратегии модернизации российского образования.

Цель проекта – отработка в Оренбургской области методики проведения мониторинговых исследований по актуальным вопросам состояния и развития региональных систем образования.

Актуальность проекта определялась неспособностью традиционной системы мониторинга и статистики образования обеспечивать своевременное получение сопоставимой объективной информации (количественной и качественной) для принятия решений всеми субъектами образования Оренбургской области и заинтересованными сторонами.

Проект реализован в 2006 году Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета. Основной персонал проекта представлен руководителем проекта – доктором педагогических наук, проректором по учебной работе Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ) Н.К.Зотовой; координатором проекта – доктором педагогических наук, профессором кафедры управления образованием ОГПУ Э.Р.Саитбаевой; экспертами-аналитиками – кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дидактики и частных методик ОГПУ С.Н.Полькиной и кандидатом педагогических наук, заместителем директора Регионального центра развития образования В.И.Нефедовой.

Целью региональной проектной группы была апробация инструментария мониторингового исследования, разработанного научно-исследовательским коллективом под руководством А.Т. Гаспаришвили, заведующего лабораторией изучения общественного мнения Центра социологических исследований МГУ.
Мониторинговое исследование проводилось по семи направлениям:

— Основные социально-демографические и профессиональные характеристики преподавательского и управленческого состава.
— Изменения социального и экономического статуса и социального самочувствия учителей в ходе образовательной реформы.
— Социальное самочувствие учителей в меняющейся ситуации в сфере образования.
— Вопросы трудовой мотивации, удовлетворенности трудом и профессией, оценка перспектив профессионального роста.
— Бюджет рабочего и внерабочего времени учителя (сколько времени учитель в среднем тратит на проведение уроков, дополнительные заработки, повышение квалификации и т.д.).
— Уровень компьютерной грамотности и возможностей доступа к компьютеру и Интернету.
— Степень информированности о реформах, отношение к ним, ожидания от реформ, оценка уровня заинтересованности и включенности в процесс реформ.

Опрос проводился в 160 школах из 30 сельских районов и 10 городских населенных пунктов. Всего в исследовании приняли участие 532 человека, в том числе 372 учителя и 160 директоров школ.

По результатам исследования по первому направлению (социально-демографические характеристики респондентов) выявлено, что в Оренбургской области невысокий процент мужчин как среди учителей (19%), так и среди директоров (21%). Средний возраст учителей составляет 41,5 года, среди директоров – 46,5 года. Большинство респондентов состоят в браке: 76% учителей и 83% директоров. Почти 70% учителей и столько же директоров имеют на своем иждивении детей или других лиц. 24% директоров работают в сельских малокомплектных школах.

Исследования показали, что большинство опрошенных учителей (83%) и директоров (92%) имеют высшее образование. У респондентов преобладает педагогическое образование (93% учителей и 96% директоров). Учителя имеют чаще всего 12-й и 13-й разряды оплаты труда по ЕТС (соответственно 30% и 48%). Средний стаж работы учителем у учителей составляет 18 лет. Средний стаж работы учителем у директоров школ – 23 года.

Данные об изменениях социального и экономического статуса и социального самочувствия учителей в ходе образовательной реформы показывают, что большинство опрошенных учителей и директоров считают, что общественная оценка профессии учителя средняя. В целом по региону подобного мнения придерживаются 61% учителей и 64% директоров.

О низкой оценке профессии учителя заявила треть респондентов (31% учителей и 29% директоров). 40% учителей полагают, что статус учителя в регионе за последние два года не изменился. Значимая часть ожидает в будущем изменений отношения со стороны общества к профессии учителя. Половина считает, что престиж профессии повысится – 48% учителей и 57% директоров. Треть (33% учителей и 27% директоров) ответили, что перемен не будет.

Оценивая уровень своего материального положения половина учителей (51%) отметили, что денег им хватает на покупку товаров длительного пользования – холодильника, утюга или телевизора, но не автомобиля или квартиры. Хватает денег только на питание и товары первой необходимости 46% учителей. У большей части опрошенных учителей материальное положение семьи несколько улучшилось (38%) или осталось без изменений (35%).

Средняя оценка учителями своей жизни в целом по региону составляет 4,35 балла (из семи максимально возможных баллов), а директорами немного выше – 4,5 балла. Подавляющее большинство респондентов довольны своей профессией, с одной стороны, и не довольны заработной платой – с другой.

Исследования по направлению «Бюджет рабочего и внерабочего времени учителя» показали, что почти половина опрошенных (47%) имеют еженедельную поурочную нагрузку в 21 – 30 часов. Около половины опрошенных (45% учителей и 36% директоров) еженедельно уделяют не более четырех часов повышению своей квалификации, чтению профессиональной литературы. Доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом и другие функциональные занятия являются для учителей значительным источником доходов.

Проблемы реформирования образования волнуют абсолютное большинство респондентов. Более 98% учителей и столько же директоров школ обсуждают эти проблемы со своими коллегами. Следует отметить, что на вопрос об отношении к реформам в целом положительных ответов значительно больше, чем отрицательных. Положительно оценили свое отношение к реформам 24% учителей и 31% директоров, «скорее положительно» оценивают реформы 60% учителей и 58% директоров. В сельской местности учителя и директора школ оценивают реформу выше, чем в городах. Всего 85% респондентов-учителей и 92% директоров сельских школ позитивно оценивают реформу в целом.

Большая часть учителей (72%) и директоров (80%) принимают участие в работе органов педагогического самоуправления образовательного учреждения. Директора более активны в работе органов управления образованием. Они принимают участие не только в работе органов педагогического самоуправления образовательного учреждения (80%), но и в работе родительского комитета школы (71%), в деятельности органов ученического самоуправления (52%). Более активно, чем учителя, директора принимают участие также в работе попечительского совета образовательного учреждения (16%).

АМТВ

comments powered by HyperComments