Проведен мониторинг системы образования области

4

В 2006 году был реализован проект «Мониторинг системы образования Оренбургской области как средство повышения качества образования»

Этот проект является частью федерального проекта «Реформа системы образования», который направлен на отработку стратегии модернизации российского образования. Занимались исследованиями специалисты Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета.

Инструментарий мониторингового исследования разработан научными сотрудниками Института социологии (ИС) Российской академии наук под руководством доктора социологических наук, руководителя Центра социологии образования, науки и культуры ИС РАН Давида Константиновского.

Основным результатом реализации проекта стала оценка доступности качественного образования в учреждениях общего и начального профессионального образования региона, а также рекомендации для руководителей регионального и муниципального уровней управления образованием по повышению доступности качественного образования.

По мнению разработчиков инструментария исследования, качество образования определяется рядом признаков: обеспечение образованности, соответствие запросам потребителей, материальное оснащение, наличие компетентного преподавательского состава, а как результат – поступаемость в вузы.
Доступность образования характеризуется возможностью поступления в образовательные учреждения и возможностью их успешного завершения, а также удовлетворение потребностей в сфере образования различных групп населения.

Исследование проводилось в общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования, выбранных с помощью специальной методики. Учреждения были классифицированы по двум признакам: типу населенного пункта, в котором расположена школа, и типу школы. Исследования проводились в 95 школах области и 15 учреждениях НПО.

В ходе мониторинга специалисты проводили опросы учащихся и их родителей, уточняли статистическую информацию, организовывали проведение групповых дискуссий и интервью с руководителями и педагогами образовательных учреждений, родителями учащихся и представителями общественных организаций, экспертами по одаренным детям и репетиторами, работниками дошкольных учреждений, администраторами и преподавателями дополнительного образования, преподавателями вузов и работодателями.

Всего в эксперименте приняли участие около полутора тысяч девятиклассников и столько же их родителей, более 1,8 тысячи одиннадцатиклассников и свыше полутора тысяч их родителей, около 400 учащихся учреждений НПО и их родителей.

Мониторинговое исследование продемонстрировало специфическую картину доступности качественного образования в Оренбургской области. Специфика заключается в том, что основная масса исследуемых школ находится в сельской местности. Тип населенного пункта влияет в какой-то мере на тип школы – сельские школы, как правило, не имеют повышенный статус или специализацию.

Доступность качественного образования в Оренбургской области, как и в России в целом, в наибольшей степени связана с образовательными учреждениями, имеющими статус (гимназии или лицеи), специализацию (профильное обучение), имеющими большое количество учителей с высшей категорией. Исследование подтвердило, что в таких школах отмечается довольно высокая эффективность системы образования.

В исследовании выделен ряд барьеров, определяющих неравенство шансов учащихся в сфере образования: социокультурный (образование родителей, сфера их занятости, занимаемая должность, показатели состава и размера семьи учащегося), экономический (материальное положение семьи), территориальный (тип населенного пункта), институциональный (наличие конкурса при поступлении в ОУ), информационный (вовлеченность родителей учащихся в школьную жизнь, а также их представления об уровне образования, достаточном для достижения успеха в жизни).

Таким образом, исследование показало, что в Оренбургской области, как и в России в целом, причинами, обусловливающими выбор «сильной» школы, являются престиж, наличие специализации и хорошая подготовка в вуз. Выбор «слабой» школы определяется легкостью поступления, отсутствием платы и близостью к дому.

Большинство школьников, участвующих в исследовании, удовлетворены качеством образования. Родители менее, чем дети, довольны качеством образования, среди них наиболее распространенным оказался ответ «в чем-то удовлетворен, в чем-то нет». Абсолютную удовлетворенность качеством образования продемонстрировали 28% родителей. Для сравнения: в общероссийском опросе только 16% родителей указали, что абсолютно удовлетворены образованием, которое получает их ребенок.

По итогам проведенного мониторинга специалисты пришли к выводу, что для повышения доступности качественного образования в регионе рекомендуется выработать определенную стратегию. Улучшить образовательную ситуацию в регионе позволит использование ресурсов самой образовательной системы, а также устранение отдельных барьеров, препятствующих получению качественного образования.

АМТВ

comments powered by HyperComments