Министр образования области Вячеслав Лабузов 27 апреля провел брифинг, посвященный реализации в Оренбуржье национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В своем выступлении министр обозначил основные направления проекта «Наша новая школа», проанализировал стартовые позиции системы образования региона в начале реализации инициативы, особо подчеркнув, что требования проекта легли на подготовленную почву. В частности, он проинформировал журналистов о планомерной и системной работе, которая ведется по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений области, отметив положительную динамику аттестации работников системы образования и многообразие форм изучения и распространения инновационного педагогического опыта.
Сегодня в общеобразовательных учреждениях области работают более 22,4 тысяч педагогов, из них около 18 тысяч имеют высшее образование, что составляет 79%. Уровень квалификации педагогических кадров постоянно повышается. В 2009 году (в сравнении с 2008 годом) число учителей с высшей категорией увеличилось на 2,7%, с первой на 1,7%.
Основными проблемами, по мнению министра, являются продолжающееся старение учительского корпуса (11% педагогов перешагнули пенсионный возраст), феминизация учительских кадров (87 % — женщины). Работа по решению этих проблем – одна из главных задач в рамках реализации инициативы «Наша новая школа».
Вячеслав Лабузов акцентировал внимание представителей СМИ на формировании системы мер социальной поддержки одаренных детей, создании необходимых условий для развития их интеллектуальных и творческих способностей: стипендиальному поощрению учащихся-лидеров, развитию олимпиадного движения, созданию инновационных общеобразовательных учреждений, профильных школ и классов.
В области реализуется подпрограмма «Одаренные дети» целевой программы «Дети Оренбуржья». В рамках её реализации учреждены 175 стипендий для поддержки способной и талантливой молодежи из числа учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования, студентов средних и высших учебных заведений.
В 2010 году региональный этап Всероссийской олимпиады школьников был проведен по 20 учебным предметам, в нем приняли участие более 1500 учащихся из всех городов и районов области. Победителями и призерами стали 299 школьников из 35 территорий области.
42 победителя регионального этапа олимпиады, набравшие максимальное количество баллов, приглашены на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. На сегодняшний день 11 оренбургских школьников стали призерами этих олимпиад (биология – 2 участника, физическая культура – 4 участника, русский язык, литература, история, французский язык и право – по 1 участнику).
Большое внимание министр уделил переходу с нового учебного года на государственные образовательные стандарты 2-го поколения. Он особо подчеркнул, что оценка результатов обучения будет строиться вокруг того, насколько выпускник начальной школы способен к самостоятельному освоению знаний и умений, контролю и оценке своей деятельности, может ли он сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении различных образовательных проблем.
Ещё одной принципиальной позицией стандарта, отметил министр, является общественный договор между школой и семьей. Общественный договор – договор между семьей, школой и муниципалитетом о совместной ответственности за обеспечение права ребенка на получение образования позволит нести таковую всем участникам образовательного процесса.
Министром было проанализировано состояние дел по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию для этого в школе соответствующей современной инфраструктуры. В частности, он отметил активно развивающееся в последние годы в школьной среде спортивное движение, что привело к достижению оренбургскими школьниками высоких спортивных результатов. Так, в 2009 году юными спортсменами области завоевано 69 медалей (в сводном рейтинге субъектов РФ область заняла 7 место из 80).
В процессе брифинга Вячеслав Лабузов ответил на вопросы журналистов, затрагивающие различные направления развития образовательной сферы региона.