В выставочном зале музея изобразительных искусств Оренбурга открылась традиционная предновогодняя выставка, организованная доцентом кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Геннадием Найдановым.
Выставка Найданова. Так привыкли называть в городе это традиционное, прошедшее 20 декабря уже в 12-й раз, событие в культурной жизни Оренбурга. Хотя сам Геннадий Александрович против:
он только вдохновитель и организатор, объявляющий за год тему следующей выставки, а исполнители – студенты и выпускники ОГУ, воспитанники художественного училища, коллекционеры, художники, его друзья и друзья друзей, просто горожане–подвижники.
— Выставка готовится, по сути, весь год. Все, кто хочет и может, собирают экспонаты, — рассказывает художница Оксана Локотей. – А в последнюю неделю студенты университета и те, кто считает Геннадия Александровича своим учителем, работают над оформлением экспозиции. Ее структуру, идеологию, этетику определяет, конечно же, маэстро. Во всем его мысли и идеи.
Миссионерской службой назвала эту деятельность Геннадия Найданова, открывая выставку, директор выставочного зала Ирина Бушухина. Директор музея ИЗО Юрий Комлев вручил ему и помощникам благодарственные письма, а главный художник города Наталья Бровко, у которой Геннадий Александрович был преподавателем и руководителем дипломной работы в художественном училище, подчеркнула умение этого человека поделиться с другими своим творческим огнем. Привнесли настроения в церемонию открытия выставки песни в исполнении Татьяны Савиной и ансамбля «Перегода». В финале импозантный моложавый человек с бабочкой объявил всем желающим поучаствовать в следующей мистерии эстетики и фантазии тему: «Чудесные запахи Нового года и Рождества. И выставка шаров».
Казалось бы, что еще можно придумать выставлять к Новому году, кроме елочных игрушек, открыток и снежинок? На этот обывательский вопрос искусствовед, заслуженный работник культуры России Геннадий Найданов который год подряд дает блестящий поучительный для всех ответ. Заявленная на 2017 год тема «Веры тонкая свеча у тебя в руке…» (цитата из песни на стихи Николая Добронравова) дала простор в экспозициях выставки для самых разных изделий из воска: толстые и тонкие, короткие и длинные, цветные и бело-желтые, российские и из других стран… А сколько подсвечников! Отдельная коллекция, принадлежащая Геннадию Найданову, — изделия 19-го века, изготовленные на Урале и в Туле. Приковывают взгляд подсвечники необычной чашевидной формы из глины: боже, как изобретательно человечество!
На выставке нет и не может быть неинтересных экспонатов: за каждым – любовь к красоте, к истории, к людям. Коллекция спичечных коробков, керосинки, шкатулки, фонарики, постеры с аппликациями на тему праздника, рожденные дизайнерской мыслью всевозможные композиции из бумаги, ткани, кружева, бисера и… Да что только не служит материалом для претворения в жизнь дизайнерских идей! В этом смысле Геннадий Найданов гордится новогодним венком с цветами, сделанными из оренбургской паутинки художницей Анной Советовой. А город, вырезанный из простого упаковочного картона! Силуэты домов со светящимися окошками (возможно, Оренбурга, а возможно, и нет: перед Новым годом обычно происходят чудеса!) поддерживают тему света, опоясывая выставку.
За стеклами витрин – цитаты с упоминаниями света и свечей. Как же многолика эта тема! «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 5). Или «И все терялось в снежной мгле, седой и белой. Свеча горела на столе, свеча горела (Борис Пастернак).
Калейдоскоп мыслей, ощущений, воспоминаний не дает посетителю оторваться от одной витрины, чтобы перейти к другой. Здесь и предвкушение праздника, и восторг детства, и память о совсем личном, и размышления о духовном… Выставка пропитана вторым, главным, смыслом, заявленным организатором: свеча – символ веры. Все здесь, по большому счету, напоминает о свете в душе. Ненавязчиво. Например, отдельной экспозицией предметов, привезенных Геннадием Александровичем из Иерусалима. В ней и минора (семисвечный светильник), и бутылочка вина из Канны Галилейской, и…
Впрочем, это надо видеть, чувствовать, чтобы в итоге понимать: «Вот оно, праздничное настроение!».