По следам «Крестного пути Оренбуржской армии» прошла экспедиция исследователей из Караганды

По следам «Крестного пути Оренбуржской армии» под командованием атамана Александра Дутова и иконы Божией Матери «Табынская» прошла экспедиция исследователей из Караганды под руководством мастера спорта по туризму и альпинизму Анатолий Лиман. В ее состав входили также представители казачества — члены общественной организации «Союз казаков Степного края». В том числе Виталий Швырев — потомок оренбургских казаков, деды которого ушли в Китай вместе с легендарным атаманом.

Весь поход состоялся по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Все его тяготы пути делил священник города Шахтинска отец Владимир Фрейганг, который специально сшил из красивой материи чехол, куда поместил копию иконы Тыбынской Божией Матери, приобретенную на Святых ключах — месте ее явления. Весь поход икона была на груди у батюшки. При этом отец Владимир сам вел джип, в котором находились участники экспедиции.

Задача группы состояла в том, чтобы повторить путь отступления атамана Дутова, называемом еще «Голодным походом», и поднять икону на труднодоступный перевал Карысарык, через который Оренбургские казаки в начале 1920 года перешли в Китай. Нужно было взобраться на высоту 4000 метров — на перевал, по которому в начале прошлого века прошли отступающие войска.

Путь экспедиции начался от станицы Санниковской (ныне Ботокара), где сохранилась церковь, в которой когда-то командование Оренбургской армии во главе с атаманом Дутовым молились перед святой иконой. Затем поехали в Каркаралинск, Сергиополь (нынешний Аягоз), Ушарал и Лепсинск.

Путь экспедиции пролегал по Голодной степи — крайне малонаселенной местности даже сейчас. На каждой из казачьих стоянок участники похода находили могилы тех, кто не выдержал перехода. Люди шли зимой и без запасов продовольствия. Но главное — в армии Дутова свирепствовала эпидемия тифа. Небольшие холмики, не похожие на казахские курганы, попадались очень часто. В некоторых местах степь была буквально усеяна остатками конской сбруи. Путешественники находили и кости. Чаще всего лошадиные. Но попадались и человеческие.

В селе Лепсинске (Алматинская область, горная долина Джунгарского Алатау) современные путешественники пересели уже на «ГАЗ-66». Машина принадлежала талдыкорганским спасателям. Они ждали карагандинскую группу, чтобы вместе с ними подобраться к перевалу. Спасателям нужно было снять с хребта тело человека, пропавшего еще в 1975 году. Однако за телом не поднимались до тех пор, пока в те края не приехали карагандинцы и не оплатили аренду вездехода.

Последний этап пути — джунгарский перевал Карысарык, который чуть-чуть недотягивает до 4 тысяч метров над уровнем моря — пришлось преодолевать пешком. С этой задачей справились лишь три участника экспедиции. При том что карагандинцы покоряли перевал летом под руководством опытного альпиниста, а армия Дутова проделала этот путь зимой. Естественно, у белых войск были потери. Широко известна фраза атамана Дутова: «Срывались люди и лошади. Вспомнить только пережитое — один кошмар! Вышли мы пятьдесят процентов пешком, без вещей, вынесли только икону, патроны и оружие».

Казаки взяли с собой военную форму, сшитую по старинным лекалам, и табличку из нержавейки с выгравированными на ней стихами поэта из Оренбургских казаков.

Те, кто дошли до перевала Карасарык, выполнили главную миссию: развеяли над перевалом землю с Соловков, прочитали молитву над копией Табынской иконы. И прибили на большом камне мемориальную табличку с выгравированной на ней надписью:

«Мечта не сбылась, но по-прежнему с нами.
Мы верим в последний, Божественный Суд.
Мы знаем, что чистое Белое знамя
Другие как память о нас донесут!»

Предыдущая новостьКазаки приняли участие в церемонии закладки храма
Следующая новостьПрокуратура пресечены нарушения трудовых прав подростков