Открыт музей подвижного состава под открытым небом Южно-Уральской магистрали

9 мая на станции Челябинск будет торжественно открыт музей подвижного состава под открытым небом Южно-Уральской магистрали.

В экспозиции будут представлены паровозы, тепловозы и электровозы, вагоны, платформы и цистерны, которые в разные годы использовались на ЮУЖД.

Самый заслуженный экспонат — паровоз Э, выпущенный в 1932 году. Именно эта машина «вытянула» перевозки военных лет: на ее долю пришлось едва ли не 70 процентов грузов! Во-первых, «эшки» отличались «всеядностью» — их топка превращала в пар все, что горело – от высококачественного угля до обычных дров, предназначенных для русской печки. Во-вторых, паровоз был живуч до неправдоподобия. В военные годы каждый, кто его водил, имел при себе запас деревянных клиньев-пробок разного размера. Когда после очередного обстрела тендер и паровозный котел превращались в решето, в пробоины просто забивали «пробки» и вели состав дальше. Как вспоминают ветераны, часто «паровоз был скорее похож на ежа». В-третьих, «эшки» были легкими и могли ходить по дорогам со слабым верхним строением пути – проще говоря, по тем, что вчера разбомбили, а сегодня восстановили как могли и чем могли. Не удивительно, что за подбитый паровоз летчикам «Люфтваффе» сразу давали Железный крест, в то время как за подбитый самолет – нет.
Представлен в экспозиции и последний советский грузовой паровоз Л. Его начали выпускать в 1945 году на Коломенском заводе. Главный конструктор, Лев Лебедянский, назвал свое детище «Победа», однако за его создание автору не только вручили Сталинскую премию, но и – уникальный случай в истории отечественного локомотивостроения – переименовали машину в его честь.

Наверняка заинтересует экскурсантов и крохотный тепловоз ТГМ 23Б. Он использовался исключительно для перевозки грузов на предприятиях. Рядом с ним расположились Т 3, ТЭ 10 В-2, ЧМЭ 3, которые бегали по Транссибу в середине прошлого столетия. Им на смену пришли электровозы ВЛ 10, ВЛ 60 К, ВЛ 80 С. Первый стал родоначальником династии электровозов постоянного тока, он пришел на дорогу в 1961 году. Отметим, что паровозик В производства Воткинского завода, который привел в 1892 году в Челябинск первый состав, имел мощность 80 лошадиных сил, мог развивать «гигантскую» скорость до 38 километров в час, перевозя несколько вагонов. Век спустя ВЛ 80 С уже обладал мощностью 8400 лошадиных сил и легко вел большегрузные поезда на скорости более 80 километров в час.

В экспозиции также будет находиться уникальный вагон-музей, построенный в 1910 году «для перевозки высокопоставленных особ». Именно в таких путешествовали до революции члены императорской фамилии. Отметим, что подобных вагонов в России сохранилось лишь несколько штук, а наш – единственный, который по сию пору находится на ходу. В прошлом году он проделал многокилометровое путешествие в составе Поезда добрых услуг, запущенного в честь юбилея магистрали. Все помещения – салон, рабочий кабинет, купе для пассажиров первого класса – обставлены оригинальной мебелью и украшены подлинными вещами того времени. Лакированное дерево, посеребренные люстры и ручки, портьеры, ковры, отделка поражают своим великолепием. Часть раритетов была восстановлена, недостающие экспонаты в буквальном смысле этого слова собирали всем миром: жители региона бескорыстно приносили патефоны, лампы, часы, семейные и исторические снимки.

В музее под открытым небом также представлены вагоны и крытые вагоны (так называемые теплушки), платформы и цистерны. Подвижной состав был собран с разных точек ЮУЖД – из Челябинска, Орска, Бузулука, Карталов, Муслюмово, Златоуста… Что поражает – большинство экспонатов весьма активно использовались вплоть до их прибытия в музей, так что они находятся в рабочем состоянии.

Отметим, что в военные годы нагрузка на железнодорожный транспорт возросла многократно. К 1945 году погрузка на дороге выросла в два с половиной раза! Южноуральские железнодорожники за свой ударный труд неоднократно награждались Красными знаменами Государственного комитета обороны. К открытию музея одно такое знамя, навечно оставленное на дороге, привезут из Златоуста.

На открытии музея, кроме руководства дороги, основными гостями будут ветераны ЮУЖД. Предварительно они посетят храм Иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии, где поставят свечи в память погибших на войне. После того, как будет разрезана ленточка, ветеранам будет представлена концертная программа. Артисты Дворца культуры железнодорожников прочитают отрывки из поэмы Твардовского «Василий Теркин», перед гостями выступят театр «У паровоза», ансамбли «Уральская гармонь» и «Уралочка», солисты детской степ-студии «Вырастайка». Столы будут накрыты прямо на платформе; курсанты военного училища будут разносить в котелках кашу, сваренную в полевой кухне. На столах во фляжках ветеранов будут дожидаться фронтовые сто грамм. Гости также смогут поучаствовать в различных конкурсах: например, вспомнить, как же нужно крутить самокрутки. В конце праздника начальник ЮУЖД Анатолий Левченко и председатель Дорпрофсожа Виталий Орешков вручат всем ветеранам подарки.
По словам директора музея, ветерана дороги Владимира Николаевича Лунина, музей под открытым небом будет действовать и пополняться постоянно. Его цель – не только сохранить для истории железнодорожную технику, но сохранить память.

Это подарок Южно-Уральской магистрали – филиала ОАО «РЖД жителям областного центра к юбилею Победы.

Пресс-служба ЮУЖД

Предыдущая новостьВстреча деловых кругов Оренбургской области и Татарстана
Следующая новостьУ жителя Новоорского района обнаружено больше килограмма марихуаны