Аспирант Аэрокосмического института Артем Атамашкин стал победителем молодежного конкурса Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) «Аспиранты» на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными.
Научная работа молодого ученого направлена на совершенствование производства геолого-разведочного оборудования – бурильных труб. В настоящий момент фрагменты труб из среднеуглеродистых сталей соединяются ротационной сваркой трением, при которой материалы не плавятся, а соединяются между собой в твердой фазе. Как пояснила руководитель проекта, заведующий лабораторией металловедения и термической обработки Завода бурового оборудования Елена Приймак, на сегодняшний день этот способ считается наиболее прогрессивным, он отличается высокой производительностью и технологичностью, экономичен и безопасен. Тем не менее сварному соединению присущи градиентный характер структуры и остаточное напряжение, из-за которых чаще всего разрушается оборудование. Кроме того, толщина стенки бурильной трубы в зоне сварного соединения должна быть равна толщине стенки самой трубы, а это затрудняет создание равнопрочной конструкции.
— Мы начали комплексное исследование механизма разрушения соединения при воздействии циклических нагрузок, которые возникают в процессе эксплуатации. Оно включает оптическую металлографию, электронную микроскопию, рентгеноструктурный анализ и механические испытания, — рассказал Артем Атамашкин. –Наша задача-выявить потенциально опасные зоны, где при многоцикловой усталости металла появляются и распространяются трещины, и установить влияние основных режимов сварки и дальнейшей термической обработки на прочность и долговечность соединений. В результате мы сможем предложить наиболее рациональную технологию этого типа соединения.
Научно-исследовательская работа проводится в лабораториях Аэрокосмического института ОГУ и на базе Завода бурового оборудования. Предприятие заинтересовано в сотрудничестве с учеными, так как условия бурения с каждым годом усложняются в связи с освоением новых месторождений с большей, чем прежде, глубиной залегания пород.