Оренбургские театралы привезли в Башкирию лучшие спектакли

Вчера, 11 апреля, на сцене Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури начались юбилейные гастроли Оренбургского драматического театра им. М.Горького. В репертуарной афише – лучшие спектакли в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова.  

Первым спектаклем стал «Ричард III» по пьесе У.Шекспира. В главной роли – Олег Закирович Ханов. Художественный руководитель и директор Башкирской драмы. Это тот самый спектакль, получивший широкое признание и та самая виртуозная роль, за которую Ханов был удостоен Международной премии имени Станиславского (2014 г.). 

Сложно симпатизировать такому герою как Ричард Глостер: заговорщику, преступнику, тирану, убийце. Его поступки – один страшнее другого. Медленно и преднамеренно он совершает насилие и убийство над своими кровными братьями, матерью и всей свитой, окружающей его. Его путь к престолу устлан трупами. Рассудок Ричарда изливается кровью. Жажда власти поглощает хромого горбуна – он оскверняет не только родственные связи, но и веру в бога. Но более всего им движет жажда мести. Он мстит природе за свое физическое уродство, пытаясь урвать у других, полноценных, то, чем она его обделила. 

Сценическое пространство, завешенное по периметру огромными рваными полотнами грязно-серого цвета, отнюдь не создает впечатления присутствия в королевском замке. В центре сцены расположено прямоугольное сооружение, которое по ходу действия будет представлять собой то пропускной пункт (точнее его подобие), то обеденный стол, то гильотину, то престол короля. В глубине сцены уже во время действия зловеще и неизбежно повиснут два пустых гроба. А перед авансценой полностью задернутый серым полотном стоит старый поцарапанный черный автомобиль с пробитыми шинами. Мы увидим его целиком лишь в финале спектакля. Сцена за сценой Глостер приоткрывает полотно, скрывающее машину от людских глаз – словно приоткрывает свое черное покалеченное Эго. В то мгновение, когда Ричарда постигнет смерть, дворники автомобиля начнут судорожно двигаться и смывать потоки крови. Следы войны, разрухи словно нависают над героями спектакля и сдавливают их. В финальной сцене спектакля жертвы оживают: стены-полотна приходят в движение, они начинают прогибаться со всех сторон, в отверстиях зияют лица умерших и звучат слова проклятий. 

Актер Олег Ханов всем своим существованием выворачивает наизнанку своего злого и ненавистного Глостера. Он доказывает, почти убеждает нас в том, что Ричард вправе поступать именно так, как он поступает. (Удивительно, но зрители, вовлеченные в действие, даже начинают аплодировать Ричарду-Ханову в тот момент, когда он, после уговоров, соглашается занять престол!) Временами вера Глостера-Ханова в свою правоту достигает абсолютного апогея – он выглядит искренним, чистым, даже трогательным, словно ребенок, и в его голосе появляются неведомые до этого человеческие теплые нотки. И в эти моменты, не смотря на отторгающий физический облик и совершенные злодеяния, возникает просвет… Просвет в образе черного ненавистного Глостера. Сцена II действия, когда Ричард-Ханов с молитвенником в руках словно не слышит голосов, уговаривающих взойти на престол, словно осветляет и возвышает образ героя. 

Зрительный зал Башкирского академического театра им. М. Гафури был переполнен. Многие из тех, кому не хватило билетов, сидели на ступеньках! На протяжении всего спектакля зрительный зал неоднократно буквально замирал от волнения, а в финале – овации! Зрители стоя аплодировали оренбургским актерам!

Гастроли продолжатся спектаклями «Милые люди, «Свадьба в Малиновке», «Братишки».

АВТОРОренбургский драматический театр им. М.Горького
Предыдущая новостьВладимир Путин присвоил звание Героя России оренбуржцу Александру Прохоренко посмертно
Следующая новостьВ Оренбурге разрушается спуск к Уралу