В «Олимпийском» состоялся концерт Оксимирона — при полном аншлаге артист презентовал стадионную программу «Imperivm» и показал, какого места он заслуживает в картине русского рэпа.
На протяжении уходящего года рэпер Оксимирон из просто известного субкультурного артиста превратился в одного из главных действующих лиц русской жизни. Задним числом все это выглядит как четко срежисированная постановка, однако на деле последовательность такова, что предугадать виражи этого сюжета было нереально.
Долго не выпуская альбомов и даже отдельных треков, он пропал из публичного поля (включая соцсети), затем вернулся, проиграл поединок Гнойному, выпустил печальную песню «Биполярочка» и внезапную коллаборацию «Пора возвращаться домой» с «Би-2». После чего выиграл бой в Лос-Анджелесе, где его оппонентом был звезда батлл-рэпа Дизастер.
Сегодня все это выглядит идеальной пиар-кампанией самого большого в карьере Мирона Федорова концерта в «Олимпийском», на который за пару дней до шоу были куплены все билеты — 22 тысячи.
В российском рэпе это уже не рекорд, но тем не менее все предыдущие события происходили скорее в виртуальном пространстве или, по крайней мере, не вмещали столько зрителей лично, в реальном времени. Помимо этого, еще на старте карьеры, после возвращения в Россию, концерты Оксимирона подвергались критике, так как артист не всегда мог воспроизвести живьем свои пулеметные куплеты.
В этом случае ставки и вовсе были высоки как никогда. «Олимпийский» является одной из самых больших и сложных площадок в городе. Здесь то и дело возникают проблемы то со звуком, то с проходом публики (как на недавнем концерте ДДТ). Как бы то ни было, именно с попаданием внутрь спорткомплекса все было хорошо.
Стоит отметить, что достойной организации и звука здесь было, конечно, недостаточно. Стадионный тур Оксимирона должен был быть не просто чередой отчетных концертов, но полноценным представлением, в основе рекламы которого находился силуэт римского Колизея и слово Imperivm.
В соответствии с величавостью замысла, в получаше концертного зала перед началом выступления царил синеватый полумрак, сопровождающийся тревожным струнным саундтреком, а сцена была затянута белым полотном, на которое проецировались макабрические картинки. Примерно в 20:00 по экрану поплыли вступительные кадры с Колизеем среди дымящихся руин футуристического города и замершей на этом фоне (подчеркнуто) носатой фигурки с перекинутой через плечо котомкой-узелком. После этого за занавесом появился сам Мирон Федоров, который начал концерт песней «Всего лишь писатель» с альбома «Горгород», которую уже можно воспринимать как жизненное кредо.
Назвать многотысячную публику «лояльной» было бы большим преуменьшением. Народ вскричал и взвился, в правой части фан-зоны начали гореть файера, трибуны засветились огнями мобильных телефонов. Находящийся на сцене артист, в принципе, имел на такое отношение полное право. За несколько последних туров Оксимирон отточил исполнительское мастерство, а подкреплено оно в этом случае было сценографией.
За поднимавшимся и опускавшимся экраном находились колонны гладиаторской арены, которые то и дело поворачивались, трансформируясь во что-то вроде грота, где бойцы ждут своего выхода на песок. Позади было несколько экранов, для каждой двух с лишним десятков из песен двухчасового концерта шел свой видеоряд.
В определенном накладе остались только обладатели билетов на боковые трибуны — звук туда доносился с опозданием, сцену они видели как будто в разрезе, и даже видеоэкраны смотрели мимо них.
Но это вечная проблема «Олимпийского», в связи с чем эти места иногда вообще не покупаются.
Да и там, наверное, сложно было не поддаться общей эйфории. Внутренняя драматургия шоу, построенного вокруг треков за последние практически 10 лет (начиная с датированного 2008-м «Йети») держалась, как это часто бывает на контрастах. С одной стороны, известность Оксимирона зиждется на редком сочетании позаимствованного из грайма, английского подвида хип-хопа, танцевального ритма и здоровой злости, которой русской музыке очень не хватало в нулевых. С другой — юношеский максимализм, дикий пафос, а также оголтелый эгоцентризм в треках перемежался душевным конферансом с признаниями в любви слушателям и призывами к миру во всем мире; не мужчина, а облако в штанах.
Сравнения Мирона с Маяковским уже давно стали общим местом, однако уйти от них далеко все равно не получится. Великий пролетарский поэт сделал тяготевшую к лаконичности русскую поэзию колкой, болтливой и эмоционально разболтанной. Дедушкой русского рэпа Маяковского пока никто не называл, однако кажется, этот титул вполне может появится в самое ближайшее время, учитывая что один из самых известных артистов жанра многократно признавался в любви к творчеству Владимира Владимировича. Да и рэп, в куда в большей степени, чем традиционная поэзия, подразумевает формат диалога, в котором художник орет слушателю в ухо. Так что смотрелся бы такой титул абсолютно гармонично.
Собственно, главный вопрос относительно Мирона — вплоть до его нынешней самой масштабной встречи со слушателями — состоит именно в том, сможет ли его регулярно поминаемая оксфордская выучка прорасти на здешней почве или так и останется любопытным казусом.
Учитывая концерт в «Олимпийском», нынешний этап вряд ли будет высшей точкой. Понятно, что на подобные мероприятия всегда сходится много разных людей, но тем не менее мало кто может объединить школьников с родителями, бородачей-экстремалов, юных готок и, например, Ирину Хакамаду, фланировавшую по фанзоне в брюках с лампасами.
Ну а когда на бис для исполнения последних 3-х песен Федоров вывел на сцену всю свою команду, которая начала дико скакать и размахивать руками, стало ясно, что в превращении серьезного шоу в веселый разгул есть нечто неистребимо (к счастью) русское. За происходящим в это время несколько наблюдали приглашенные Мироном создатели самой крупной канадской баттл-рэп-площадки King of the Dot (на ней проходил баттл с Дизастером).
Мужчины с именами Organik и Avi Rex, видимо, не очень понимали, почему на рэп-концерте на сцене стоит римская арена, вокруг скачет какой-то человек, размахивая шарфом, а в зале творится и вовсе что-то невообразимое: пара десятков тысяч людей наизусть хором довольно быстро произносят слова на русском языке, не забывая прыгать. И наверное найдутся те, которые предъявят данному шоу серьезные и справедливые претензии, однако вряд ли кто-то поспорит, что лучшей пре-пати столетия Октябрьской революции, в общем, нельзя было и желать.