Охота на контрабандиста

Замок государственного масштаба. В России на минувшей неделе отметили профессиональный праздник «зеленых фуражек» — День пограничника. По данным самой службы, в прошлом году было задержано более 6 тысяч нарушителей границы, контрабанду — от ширпотреба до наркотиков — изымали тоннами.

Просто так, однако, злоумышленников XXI века не возьмешь — техническое оснащение у них на высоте, да с выдумкой все в порядке. Часовым Родины, впрочем, тоже есть что противопоставить: поступившие на вооружение новейшие средства, включая, кстати говоря, беспилотники, позволяют своевременно реагировать на угрозу.

Чтобы проверить, как это работает, корреспондент НТВ Алексей Поборцев отправился на одну из самых протяженных в мире сухопутных границ —

российско-казахстанскую.

Российско-казахстанская граница. Акбулакский район Оренбургской области. 22 часа 58 минут. Тепловизор мобильного патрульного комплекса «Окапи» засек в степи легковой автомобиль, из которого вышел человек и направился в сторону границы с Казахстаном. Пограничный наряд спешит наперерез.

В трех километрах от места задержания на экране патрульного комплекса все прекрасно видно. Серый силуэт слева на экране — нарушитель падает в траву. К нему быстро приближаются пять светлых фигурок пограничников. Через несколько минут все было кончено. Нарушитель почти не сопротивлялся.

Новая система радио- и тепловизионного наблюдения способна разглядеть человека в ночной степи на расстоянии до пяти километров, автомобиль — до 12 километров. Пока у оренбургских пограничников почти на двух тысячах километров границы с Казахстаном работает один мобильный патрульный комплекс.

Еще одна техническая новинка — рентгеновские лучи насквозь просвечивают огромную фуру, как чемодан в аэропорту. Водитель ждет на безопасном расстоянии, пока таможенник рассмотрит все, что находится внутри грузовика. Как только на сагарчинском таможенном посту появилась такая техника, контрабанду в фурах здесь провозить перестали.

Семь с половиной тысяч километров российско-казахстанской границы пока нанесены только на карте. Первые пограничные столбы в степи должны появиться уже в этом году. Сегодня точно знают, где проходит граница контрабандисты и пограничники.

Александр Гуков, начальник погрануправления по Оренбургской области ФСБ РФ: «Нарушители изыскивают те маршруты, где граница наиболее слабо прикрыта пограничными нарядами. Нагло и дерзко пытаются на большой скорости, создавая угрозу в том числе и для сотрудников пограничной службы, прорваться на территорию России и уйти вглубь».

Экипировка контрабандистов становится все более профессиональной. Переносные радиостанции для связи с сообщниками и приборы ночного видения, чтобы ехать ночью по степи с выключенными фарами. На крайний случай — железные шипы, с помощью которых можно попробовать оторваться от пограничной погони. Если наскочить на такой стальной ежик на приличной скорости, не то что колесо пробьет, машина может перевернуться.

Пограничник: «Здесь у нас находится контрабанда, которая сброшена с проходящих поездов, которые следуют из республик среднеазиатского региона».

Поезд пересекает казахстанско-российскую границу и без досмотра идет 90 километров по нашей территории до железнодорожного пункта пропуска «Илецк». Тюки с одеждой и обувью сомнительного качества сбрасывают на ходу из вагонов. Контрабандисты надеются добраться до тюков раньше, чем пограничники.

800 граммов афганского героина везли на поезде Ташкент — Москва, найти его было непросто. Две узбечки спрятали все эти пакеты с героином внутри тела, и только два пакетика проглотили. Хозяин товара пообещал женщинам по полторы тысячи долларов, если они привезут наркотик в Москву.

Наркокурьер: «Он обещал, что ничего не случится. Он сказал, что я за все отвечаю. Он сказал, что если будет хорошо, то много будем тащить с вами».

Наркокурьеров вычислили оперативники УВД на транспорте. За два часа стоянки поезда Бишкек — Москва нужно успеть проверить пассажиров, локомотив и сами вагоны. В поезде очень много мест, где можно спрятать наркотики.

Роман Евтушенко, начальник КПП «Илецк-железнодорожный»: «Везут в основном с использованием технологических полостей в вагонах. В прошлом году было крупное задержание — 20 килограммов героина укрывал проводник вагона в межпотолочном пространстве».

С помощью специальной видеокамеры пограничник может увидеть все, что скрыто. Но товарные вагоны досматривают не все. По закону, если на вагоне стоит пломба, он едет через границу без проверки до станции назначения.

27 февраля. Поезд Коканд — Оренбург. Наркотики прячут в опломбированной рефрижераторной секции. Состав отправляется на переформирование в Орск. На этом отрезке пути мешок с героином выбрасывают в условленном месте. При попытке взять груз оперативники Госнаркоконтроля задерживают контрабандистов. 107 килограммов афганского героина.

Виктор Иванов, директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков: «За четыре месяца этого года у нас подведены итоги — мы изъяли в два раза больше героина, чем за аналогичный период прошлого года. С одной стороны это, конечно, говорит об увеличении эффективности деятельности правоохранительных органов. Но с другой стороны это говорит о том, что растет наркодавление на нашу страну».

Но это вершина айсберга. По оценкам Госнарконтроля, только 10 процентов ввозимых наркотиков удается изъять. Это значит, что примерно 35 тонн зелья ежегодно проникает в нашу страну из Афганистана.

Пока английский кокер Дези пытается что-то найти в багажнике машины пожилого казаха, к автомобильному пункту пропуска подходит группа узбеков. Все эти люди хотели въехать в Россию на одной «газели». 25 человек вместо положенных 13. А в этой маленькой машине трое суток из Хорезма ехали 12 узбеков.

Александр Фуфаев, начальник КПП «Илек-атодорожный»: «Вообще рекорд — это короткая „Нива“ -14 человек. Они пытаются пересечь границу. Перед пунктом пропуска выходят, у них затекают ноги, друг друга откачивают».

Способ пересечения границы — как можно плотнее набиться в машину. Так дешевле. Все надеются найти хоть какую-то работу в России. Формально остановить контрабанду живого товара пограничники не могут. Узбеков пропустят пешком, потом они снова влезут в автомобили и поедут пытать счастья в России. Как решать проблемы лишних пассажиров с гаишниками, знает только старший. У него все деньги и паспорта.

Новоселье. Десять лет назад пограничники появились в Оренбургских степях, сегодня в поселке Ташла построен первый в области современный городок. Административное здание с системой видеонаблюдения, теплый гараж, тир, и главное — два жилых дома. Строителям остались последние штрихи.

Источник: Сайт НТВ

Предыдущая новостьСтипендии лучшим
Следующая новостьМать убила сына