TJ разобрался, насколько «Королёв» понимает смысловые запросы пользователя.
22 августа «Яндекс» обновил поисковую систему, встроив в неё алгоритм «Королёв», который работает на основе нейронных сетей. По словам представителей компании, систему «научили» понимать запросы пользователей по смыслу, а не по конкретным словам.
По задумке, это поможет пользователям, которые не помнят или не знают конкретного названия фильма, песни или имени знаменитости, найти его в поиске благодаря первой ассоциации.
TJ проверил, как работает алгоритм «Яндекса», спросив у него о фильмах, музыкантах, книгах, гаджетах и известных персонах, и сравнил его результаты с поисковой выдачей Google.
«Армагеддон» — «фильм в котором конец света но космонавты всех спасают»
«Яндекс» использовал «Армагеддон» в презентации алгоритма, показав, как поиск по запросу «фильм в котором конец света но космонавты всех спасают» выдаёт название фильма. В реальности первые пять результатов поиска такого словосочетания — это подборки кино про космос и страница «Космической одиссеи 2001» в «Википедии».
В то время как Google по такому запросу на первом месте выдал профиль «Армагеддона» на «КиноПоиске», на втором — фильм «Послезавтра», а на третьем — «Столкновение с бездной».
Стив Джобс — «изобретатель айфона»
С личностью Стива Джобса «Яндекс» справился без проблем: поиск выдал страницу создателя Apple в «Википедии», тематические статьи о нём и о том, что такое iPhone. Google слегка подвёл, потому что на первом месте выдал статью о айфоне, а уже затем о Стиве Джобсе.
«Игра престолов» — «сериал где все постоянно умирают»
Главную особенность «Игры престолов» не распознал ни один из участников: Google предложил сериалы «Вечность» и «Глухарь», а также подборки о шоу, чьи актёры не боятся погибать на экране. «Яндекс» посоветовал сериал «Сверхъестественное» и статьи о фильмах, от которых «невозможно оторваться».
Упоминание «Игры престолов» удалось найти только в картинках. Впрочем, это будет понятно, только если знать, как выглядят главные герои.
Оксимирон — «русский рэпер из лондона побеждает в баттлах»
Google узнал рэпера Оксимирона, но выдал его страницу на «Википедии» только третьей после статей о его баттле с Гнойным. «Яндекс» с задачей не справился: предложил почитать о «5 рэперах, чью карьеру разрушил Versus», подписаться на страницу Мирона Фёдорова в «Одноклассниках» и посмотреть сюжет «России 24» о его проигрыше на последнем баттле.
«Марсианин» — «книга космонавт на марсе выращивает картошку»
С книгой Энди Уира не справились оба поисковика, хотя у Google почти получилось — он предложил посмотреть экранизацию «Марсианина» и почитать статьи о том, насколько роман научно достоверен. Алгоритм «Яндекса» показал новости и статьи о картошке на Марсе и том, что учёные посадили растения в космосе.
Майнинг — «добыча криптовалюты с помощью видеокарты»
Что Google, что «Яндекс» поняли, что речь идёт про майнинг, но вместо определения предложили сразу начать зарабатывать. Поисковики выдали около пяти статей «Как майнить криптовалюту», но только пару о том, что такое майнинг и на основе чего он работает.
Дональд Трамп — «рыжий миллионер президент США»
«Яндекс» узнал президента США: поиск выдал страницу на его профиль в разделе «Возможно, вам будет интересно», а в списке привёл статьи о нём. Google такого не предложил, а просто показал статью РИА «Новостей» о «рыжем хулигане, потрясшем Америку».
«Мстители» — «фильм про супергероев, которые собрались вместе»
Снова успешный результат «Яндекса» и Google, но алгоритм российской компании справился лучше, потому что сразу предложил смотреть фильм в сервисе «Яндекс.Видео». Его соперник выдал страницу ленты только на пятой строчке, показав перед этим подборки лучших супергеройских картин.
Юрий Дудь — «берет интервью на ютубе и спрашивает сколько ты зарабатываешь»
С этим запросом лучше справился Google, который выдал сразу два ролика на YouTube: пародию на Юрия Дудя и разбор того, сколько он зарабатывает на своём канале. «Яндекс» выдал статьи о заработках блогеров и только в картинках предложил обложку выпуска шоу «вДудь».
Сергей Королёв — «создатель космической программы СССР»
Человека, в честь которого назван алгоритм «Яндекса», российский поисковик узнал и предложил почитать его историю. А вот Google с задачей не справился, выдав общие статьи о космонавтике в СССР и неизвестных фактах об этой отрасли.
«Яндекс» — 4, Google — 4, не угадали — 2.
Пока что вклад алгоритма «Королёв» не кажется существенным: поиск «Яндекса» по-прежнему лучше реагирует на конкретные запросы и с трудом понимает смысл длинных словосочетаний.
При этом, даже если понимает, проигрывает в ранжировании поисковой выдачи Google, предлагая не всегда релевантные, а иногда странные статьи по теме вместо конкретного ответа. TJ просто сравнил поисковую выдачу из и не утверждал, что такие же результаты получатся у других пользователей.