Музей истории Южно-Уральской магистрали

5

Музей истории Южно-Уральской магистрали – филиала ОАО «РЖД» подал заявку на участие в конкурсе производственных музеев Советского района города Челябинска.

Музей был основан в декабре 1973 года. За 30 с лишним лет здесь были собраны более 14 тысяч экспонатов, его основной фонд составляют более шести тысяч памятников истории. Раритетные экспонаты органично вписаны в современное «убранство» музея. Подлинные документы и мебель 19 века соседствуют с техническими новинками века нынешнего – огромной электрифицированной железнодорожной картой и красочными панно, подсвечиваемыми лампами дневного света.

Открывает экспозицию стенд, рассказывающий о зарождении железнодорожного транспорта в России. Здесь представлены портреты замечательных русских механиков–самоучек — отца и сына Черепановых. Именно они в 1834 году построили «первый сухопутный пароход», удивительную машину, названную позже паровозом.

Уже в начале выставки есть любопытные экспонаты. Это образцы первых железнодорожных билетов — бумажных и латунных. Оказывается, 150 лет назад позволить себе купить бумажный билет мог только состоятельный человек, а вот металлический – любой рабочий. Дело в том, что «жестянки» (так прозвали в народе металлические билеты) предназначались для многоразовой продажи и по приезду возвращались кондуктору. Бумажные же были одноразовыми, поэтому стоили очень дорого
Основная часть выставки начинается с рассказа о Самара–Златоустовской железной дороге. Она считается «прародительницей» Южно-Уральской. В музее имеются дубовые стулья с логотипом «СЗ», которые 100 лет назад верой и правдой служили на Самарао- Златоустовской железной дороге.

Одним из главных символов железной дороги был колокол. Его звон оповещал людей о прибытии и отправлении поездов. В музее представлены 2 станционных колокола. У каждого из них свой неповторимый голос.

Непосредственное образование Южно-Уральской железной дороги произошло в 1934 году. Она отделилась от Пермской магистрали. Городом, где будет располагаться управление ЮУЖД, был назначен Челябинск. Первым начальником Южно-Уральской железной дороги стал Князев И. А. В музее воссоздан рабочий стол начальника ЮУЖД того времени. На столе находились чернильный прибор, радиоприемник, настольная лампа, рабочие документы и даже материалы 18 съезда ВКПб, поскольку тридцатые годы были чересчур политизированным временем.

Большое внимание в музее уделено участию уральских железнодорожников в Великой Отечественной войне, их трудовым подвигам.
Бурное техническое развитие Южно-Уральской железной дороги началось в шестидесятые годы. Отдельного внимания заслуживает электрифицированная карта Южно-Уральской железной дороги. Она охватывает всю территорию ЮУЖД. Это 5 областей и более 150 станций. Надежная и красивая карта – гордость музея.

Все это — далеко не полный перечень экспонатов музея. Так что здесь действительно есть на что посмотреть. Не удивительно, что два года назад, к юбилею дороги, руководство ЮУЖД нашло возможность предоставить под экспозицию новое, гораздо более обширное помещение.

Отметим, что лауреаты конкурса затем будут представлены на городском музейном смотре.

comments powered by HyperComments