Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров побывал в Орске

126
В рамках визита в Оренбуржье глава федерального ведомства посетил один из самых современных промышленных комплексов России – машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ, где был реализован инновационный проект по разработке нового класса оборудования для производства сплошных и полых заготовок методом электрошлакового переплава. Уникальность модульного комплекса, созданного на условиях государственно-частного партнерства, заключается в том, что он позволяет снизить удельный расход электроэнергии на 15-20%, а также на 15% повысить коэффициент использования металла.
По словам Дениса Мантурова, предприятие является прекрасным примером подхода к организации бизнеса, где успешно реализована концепция полного жизненного цикла продукта – начиная с собственного инжинирингового центра и заканчивая сервисным обслуживанием поставленного оборудования. Это позволяет МК ОРМЕТО-ЮУМЗ удерживать 5-процентую долю рынка в отечественном тяжелом машиностроении.
Ормето, ЮУМЗ, Орск
Вместе с Губернатором Оренбургской области Юрием Бергом глава Минпромторга запустил установку электрошлакового переплава. Внедрение уникальной для России установки в производство обеспечит надежное импортозамещение внутри страны и активную конкурентную позицию на мировых рынках в области тяжелого, энергетического машиностроения, нефтехимической промышленности.
После запуска установки Денис Мантуров и Юрий Берг ответили на вопросы журналистов.
Ормето, ЮУМЗ, Орск
Комментируя ситуацию, сложившуюся в металлургии и связанных с ней отраслях, в частности, тяжелом машиностроении, Денис Мантуров сказал:
— Говоря о проблемах отрасли, хочу все же начать с позитивных фактов, которые есть, и о них стоит говорить. Например, с увеличения рынка продукции тяжелого машиностроения. За прошлый год он вырос на 6% и его объем составил 674 млрд. рублей. До 2020 года мы прогнозируем увеличение по всем сегментам не менее чем на 20%. Это то, что касается внутреннего рынка.
Хорошие показатели по экспорту на внешнем рынке – в 2013 году его объем увеличился более чем на 15%. Очевидны хорошие перспективы для поставок на быстрорастущие рынки Казахстана, Украины, Индии, Ирана, Венесуэлы и ряда других развивающихся стран.
— Для того, чтобы эффективно решать проблему сокращения рабочих мест на предприятиях отрасли необходим целый комплекс мероприятий по поддержке высвобождаемых работников: корпоративные компенсации, социальные выплаты, помощь в трудоустройстве, программы по переквалификации. И в этом процессе должны активно участвовать как сами компании, так и региональные власти, а также государство в лице профильных министерств – таких, как  Минэкономразвития, Минтруд и Минрегионразвития.
Со своей стороны в качестве системного решения вопроса с трудоустройством Минпромторг, в частности, выступил с инициативой создания на месте старых предприятий индустриальных парков.  Мы предложили разработать и утвердить новую подпрограмму «Индустриальные парки» (в составе Госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»). Наша инициатива была поддержана Председателем Правительства, и сейчас мы совместно с Минфином и Минэкономразвития мы рассчитываем необходимое ресурсное обеспечение.
В проработке 3 варианта поддержки, которые отличаются по объемам. Программа минимум — предусматривает только субсидирование процентной ставки по кредитам резидентам индустриальных парков. Во втором варианте к этому добавляются субсидии, покрывающие 10% общих инвестиций в создание индустриального парка. В максимуме помимо указанных мер предлагается еще и возмещение 75% затрат на подключение к энергосетям. В зависимости от варианта суммарный объем бюджетного финансирования подпрограммы до 2020 года будет варьироваться в диапазоне 15, 40 и 105 млрд. рублей соответственно.
Нам известно, что в Оренбургской области уже разрабатываются проекты по  созданию индустриальных парков на базе ряда предприятий. Один из таких проектов по инициативе главы региона будет реализован на базе ОАО «Уральская сталь».
Понятно, что поддержка индустриальных парков не может быть возложена целиком и полностью на федеральный бюджет. Хотя бы потому, что создаваемые производства увеличат будущую налогооблагаемую базу регионов. Поэтому со стороны субъектов федерации должны быть предусмотрены дополнительные стимулы в виде налоговых каникул и льгот.
Губернатор области Юрий Берг отметил, что Президентом и Правительством РФ поставлена задача оказывать поддержку и способствовать развитию не добывающих, сырьевых, а именно перерабатывающих отраслей. Правительство области оперативно реагирует на все процессы, происходящие на промышленных предприятиях региона. Ситуацию мы держим на контроле. Должно быть понятно, что мировой рынок диктует свои правила и наша задача, руководствуясь комплексом мер, утвержденных Правительством РФ, помогать на местах.
Ормето, ЮУМЗ, Орск
В рамках визита Министр промышленности и торговли провел совещание по вопросу текущего состояния и перспектив развития тяжелого машиностроения в России. В совещании также приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли Сергей Цыб, губернатор Оренбургской области Юрий Берг, глава Орска Юрий Франц, генеральный директор ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» Сергей Каманцев, а также руководители крупных предприятий отрасли.
В ходе обсуждения мер поддержки предприятий тяжелого машиностроения и обеспечения их заказами Минпромторгом было, в частности, предложено направить компаниям с государственным участием директивы, в соответствии с которыми при организации тендеров на поставку продукции тяжелого машиностроения, при прочих равных рыночных условиях, следует отдавать приоритет российским производителям.
Объем внутреннего рынка тяжелого машиностроения оценивается примерно в 674 млрд рублей в год. Отличительной особенностью отрасли является способность к выпуску уникальных, супермощных крупногабаритных и высоконадежных машин и оборудования.
— Потребители продукции отрасли, а это нефтегазовый комплекс, металлургия и горнодобывающий комплекс, обеспечивают в структуре экспорта Российской Федерации около 70% поступлений, – отметил Денис Мантуров. – Поэтому поддержка тяжелого машиностроения сегодня крайне важна для экономики России в целом. Минпромторг видит своей задачей реализацию промышленных программ развития в отрасли, основными инструментами которых являются инвестиционные проекты по воплощению принципиально новых инновационно-технических решений.
Глава Минпромторга подчеркнул, что в начале марта в правительстве будут обсуждаться предложения по мерам поддержки отрасли, подготовленные  Минпромторгом. Среди них — повышение импортных пошлин до максимального уровня связывания, усиление техрегулирования и контроля соответствия зарубежного оборудования нормам безопасности, предоставление возможностей получения предприятиями субсидий по кредитам на техперевооружение, а также поддержка спроса со стороны госкомпаний. Кроме того, Министерство считает целесообразным предусмотреть увеличение ставок ввозных таможенных пошлин на продукцию тяжелого машиностроения до максимально возможного уровня.