13 июня 2018 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области состоялось заседание экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе. В мероприятии приняли участие представители научного сообщества, банковской сферы, бизнеса, средств массовой информации.
Открыла заседание Полубоярова Людмила Юрьевна – заместитель руководителя управления, председатель экспертного совета, которая обратилась к участникам с приветственным словом, доложила вопросы повестки дня.
Первый вопрос, представленный экспертам для обсуждения, касался рекламы финансовых услуг*, в которой существенные условия указаны мелким, трудночитаемым шрифтом. В качестве примера экспертам показаны видеоролики рекламы финансовых услуг потребительского кооператива «Семейная копилка» и микрокредитной компании «Джет Мани Микрофинанс».
Представитель Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка РФ Павел Павлов заметил, что существенные условия по вкладу, указанные снизу экрана мелким шрифтом, а также быстрая смена кадров, затрудняют восприятие информации. Юрисконсульт указал, что в случае обозначения информации, обязательной для размещения, мелким, нечитаемым размером шрифта, такие сведения могут быть признаны отсутствующими.
Наталья Дмитриева, доцент кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка ОГУ, рассказала, что в среднем человек способен воспринимать 5-6 слов в секунду. Соответственно для адекватной оценки условий предоставления финансовых услуг потребителю необходимо несколько секунд. Но скорость такой рекламы не позволяет потенциальному клиенту сделать правильные выводы, и принять верное решение.
По итогам голосования, члены экспертного совета единогласно выразили мнение о том, что информация, указываемая в рекламах финансовых услуг мелким, трудночитаемым шрифтом, не воспринимается должным образом потребителем и может считаться недобросовестной.
Вторым вопросом на повестке дня стала реклама магазина «Молоток», транслируемая на одной из радиостанций с использованием голоса, тождественного голосу легендарного диктора Юрия Левитана. В адрес Оренбургского УФАС России неоднократно поступали жалобы на рекламу магазина «Молоток».
В числе заявителей – пенсионер Альбина Ушакова, которая приняла участие в заседании экспертного совета, поделившись своим мнением. С переживанием она рассказала о том, что голосом Левитана всегда сопровождались важные партийные решения. Такая реклама тревожит чувства многих людей, особенно ветеранов, вызывая слезы на глазах и воспоминания о страшных событиях Великой Отечественной войны.
Выражая мнение, заведующая кафедрой связей с общественностью и журналистики ОГУ Юлия Кудашова обозначила, что голос Юрия Левитана — легендарный российский политический бренд, а бренд в свою очередь представляет собой знак-символ, рождающий в нас те или иные чувства или эмоции. Эффект восприятия рекламы заключается в том, что потребителю может нанести определенные последствия, в том числе психологические. В данном случае эти последствия отрицательны, поэтому привлечение внимания потребителя с использованием образа войны неэтично.
Оренбургским УФАС России с целью изучения общественного мнения в социальной сети Facebook на официальной странице Управления проведен опрос. Респондентам задан вопрос: является ли реклама магазина «Молоток» с использованием знаменитого голоса Левитана оскорбительной? 70% опрошенных согласились с утверждением.
К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям Закон о рекламе относит слова и изображения, в том числе ущемляющие человеческое достоинство, принижающие значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Члены экспертного совета единогласно приняли решение, что реклама магазина «Молоток» с использованием голоса, идентичного голоса Левитана является оскорбительной, а использование символики Великой отечественной войны в рекламе гвоздей недопустимо.
«Учитывая высокую значимость указанного вопроса для отдельных категорий граждан, в частности ветеранов Великой отечественной войны, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы уделяют особое внимание оценке рекламы с использованием символов Победы» — отметила Людмила Полубоярова.
Третий вопрос, который обсуждался в рамках заседания экспертного совета, заключается в использовании одним из магазинов города на электронном табло выражений «ПИВДОС», «ДЕШЕВОЕ ПОЙЛО» и т.п.
Филолог Наталья Дмитриева справедливо подчеркнула, данные слова относятся к жаргонам, т.е. речи социально ограниченной группы людей. Никакой функциональной значимости они не несут, а существовать в письменной речи просто не могут. Самое страшное, что данная реклама попадает во внимание в том числе детей и объяснить им смысловое содержание указанных слов затруднительно.
Эксперт Юлия Кудашова назвала эту рекламу антирекламой, затрагивающей общепризнанные нормы морали, нарушающей этические принципы через неуважение и оскорбление потребителя, с чем согласились другие члены экспертного совета.
Единогласно принято решение, что использование подобного рода слов в рекламе для привлечения внимания потребителя – недопустимо, рекламодателю следует рекомендовать иной способ подачи информации.
В завершение мероприятия, эксперты подвели итоги встречи, сделали выводы и вынесли ряд предложений. Председатель поблагодарила консультативно-совещательный орган за работу и отметила, что мнения экспертов и результаты голосования будут учитываться антимонопольным органом при дальнейшем принятии решений в отношении рекламодателей.
* Практика и проблемные вопросы, возникающие в ходе выявления, пресечения и предупреждения нарушений в сфере рекламы финансовых услуг – одна из тем специализации Оренбургского УФАС России.