Заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова ответила на вопросы журналиста относительно незаконной рекламы на знаках дорожного движения и их опорах.
— Людмила Юрьевна, существует понятие рекламы на знаках дорожного движения и информации на знаках маршрутного ориентирования. В чем отличие?
— Запрет на размещение рекламы схожей с дорожными знаками, на дорожных знаках их опорах и иных конструкциях, предназначенных для регулирования дорожного движения установлен частью 3 статьи 19 действующего Федерального закона РФ «О рекламе».
Статьей 14.38 Кодекса об административных правонарушениях регламентируется административная ответственность за размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками и размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
Данный запрет касается исключительно рекламы, направленной на привлечение внимания к конкретному товару, услуге, а не информации с целью ориентации и указания направления движения.
При этом, законодателем допускается размещение информации о наименовании организации, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация таких информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа Р 52290-2004.и при наличии соответствующего разрешения ГИБДД. Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой, в связи с чем к ней не применяются положения статьи 14.38 КоАП РФ.
Информация, размещенная без соблюдения упомянутых требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.
— Кто может размещать рекламу таким способом?
— Подобную рекламу вправе размещать физические лица, юридические лица или индивидуальные предприниматели. Законом о рекламе данные категории лиц отнесены к рекламодателям и рекламораспространителям. В производство Оренбургского УФАС России часто поступают материалы о рекламе, которую размещают предприниматели из иных регионов с целью продвижения своих товаров или услуг в нашем регионе. Так, например, в Бугуруслане на опоре светофора была размещена реклама выставки «Движущиеся гиганты ледникового периода». В Орске на пешеходном ограждении размещалась реклама гастролирующего цирка зверей. Нередко встречается реклама, которая схожа со знаками дорожного движения.
— Как действует Оренбургское УФАС России в случае выявления подобного нарушения? Только антимонопольный орган выявляет и пресекает такие нарушения или существует взаимодействие в данном вопросе с другими органами?
— В соответствии со статьей 23.48КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела о таких нарушениях (дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.38 КоАП РФ). Однако, выявить и зафиксировать факт размещения рекламы на дорожных знаках имеют право и органы внутренних дел (зачастую ГИБДД). Соответствующие протоколы об административном правонарушении направляются в Оренбургское УФАС России.
— Какое наказание предусмотрено за размещение рекламы на дорожных знаках и их опорах?
— Согласно части 1 статьи 14.38 КоАП РФ установлено, что размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
— Наказание рублем за размещение подобной рекламы – это, пожалуй, лишь малая часть последствий в отличие от того, как эта реклама влияет на дорожное движение?
— Безусловно, размещение такой рекламы, в первую очередь, небезопасно для участников дорожного движения. Водители и пешеходы должны быть максимально внимательны на проезжей части, на тротуарах. Там, где порой необходимо за доли секунды сориентировать свое поведение на дороге согласно дорожным знакам, реклама на них может отвлечь и спровоцировать ДТП.