В 1972–1973 годах Завод имени Лихачёва провёл испытания на безопасности грузовых автомобилей ЗИЛ-130. Краш-тесты имитировали лобовой удар и переворот машины.

В 1972 году испытаниям подвергнут серийный грузовик ЗИЛ-130, у которого для наглядности происходящих процессов водительская дверь заменена распорками, позволяющими сохранить жесткость кабины в заданном пределе, а одна из досок бортовой платформы демонтирована.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

В кабину посажены два манекена.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Разгон выполняется при помощи толкача МАЗ-500; в кузове — незакрепленный бетонный блок. Разбег, удар! Вот первые миллисекунды после касания бампера о бетонный куб: платформа уже соприкоснулась с задней стенкой кабины, а бетонный блок начал уверенный разбег по полу кузова – его передний край уже сместился от белых треугольников до цифры «7».

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Кульминация! Бетонный блок сносит передний борт платформы и буквально уничтожает кабину вместе со всем ее содержимым.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

После того, как пыль, осколки стекла и брызги бензина из оторванного бака полностью осядут, становятся видны истинные масштабы произошедшего: бетонный блок впечатал заднюю стенку кабины в пол, а крышу уложил на капот. В этой аварии даже от манекенов не осталось ничего, чего уж говорить о людях…

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

А вот еще один эксперимент, проведенный в том же 1972 году. Точно такой же серийный ЗИЛ-130 с манекеном-водителем за рулем приготовили к опрокидыванию со «специально обученного» склона на Дмитровском полигоне. В «полет» технику отсюда отправляют двумя методами: или потянув от подножья за длинный трос, привязанный к верхней точке кузова (кабины), или наклонив погрузчиком, как в данном случае.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Пошла машинка!

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Спустя один оборот картина еще вполне себе радужная: кабина пострадала не сильно.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

А вот последствия второго кувырка куда печальнее…

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Вам хорошо видно ноги манекена?

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Заглянем в кабину через правую дверь ноги в проеме ветрового окна, туловище прижато крышей, а где голова?

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

А тут видно, что смятая крыша даже отломила обод руля от ступицы.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

А теперь перенесемся в 1973 год: с иголочки новенький ЗИЛ-130 опять лупят о бетонный куб. В кузове — 6 тонн надежно закрепленного балласта. Бах! Во все стороны разлетаются кусочки сталинита, которые секунду назад были стеклом в пассажирской двери. И главное — обратите внимание на платформу: от удара ее полностью сорвало со своего места и впечатало в кабину.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

В тот же момент с другой стороны из поврежденного бензобака выплескивается топливо.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Все кончено: кабина снова уничтожена, задний мост сорван со своего места. Для экипажа — снова без шансов…

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

1974 год, «работа над ошибками»: к опрокидыванию готовят опытный образец ЗИЛ-130 с дополнительным внутренним пространственным каркасом из квадратных труб и ремнями безопасности.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Однако предварительно с горы для наглядного сравнения спускают стандартный грузовик. Его неутешительный результат предсказуем…

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Вот так он выглядел, будучи поставленным обратно на колеса.

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

А вот и опытный грузовик с усиленной кабиной: раз, два, взяли!

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Повреждения все равно велики, но разница огромна! Вот только с конвейера все равно продолжала сходить старая кабина…

Краш-тесты грузовика ЗИЛ-130 (архивные фото)

Грузовик ЗИЛ-130 начали выпускать в 1962 году. Среди особенностей модели — наличие гидроусилителя руля, панорамное лобовое стекло, оригинальный дизайн кабины с двухцветной бело-голубой окраской. Машина оснащалась бензиновым мотором V8 объёмом шесть литров и мощностью 148–150 л. с. Несмотря на появление в 1987 году нового семейства ЗИЛ-4331, «сто тридцатый» выпускался на ЗИЛе до 1994 года, а до 2010 году в небольших количествах машину делали в Новоуральске Свердловской области. Всего было выпущено около 3,4 миллионов экземпляров модели.

В настоящее время ЗИЛ прекратил своё существование: выпуск машин завершился еще пару лет назад, а территория завода застраивается жилой и коммерческой недвижимостью. Посмотреть, как выглядит умирающее предприятие, можно в нашей подборке уникальных фотографий.

Источник