Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ об определении дней проведения праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в 2017 году.

Соответствующий документ опубликован на сайте главы республики.

Так, в соответствии с лунным календарем и сложившимся традициям, начало проведения праздника Ураза-байрам приходится на 25 июня (воскресенье) 2017 года, а вот Курбан-байрам татарстанцы будут отмечать – 1 сентября, в пятницу. Этот день станет нерабочим, праздничным. Настоящий указ уже вступил в силу.

Напомним, что священный месяц Рамадан начался в 2017 году 27 мая.

В Татарстане на Курбан Байрам граждане смогут «гулять» три дня — первое, 2-ое и 3-е сентября.

Несмотря на то, что сам праздник наступит 1 сентября 2017 года, к священному событию начнут готовиться еще за десять дней до самой даты Курбан Байрам. Верные последователи пророка Мохаммеда, верующие в Аллаха, будут поститься. Женщины в течение этого времени проведут генеральную уборку в своих домах и подготовят чистые, нарядные одежды на праздник. В первый сентябрьский день, перед рассветом, мусульмане совершат омовение, переоденутся и отправятся на намаз. Принимать пищу до первой молитвы в праздник не следует. После молитвы можно позавтракать, чтобы позже возвратиться в мечеть и послушать проповедь об истории праздника и его смысле.

Отмечать праздник в 2017 году, как всегда до этого, начнут с восходом солнца. Верующие умываются, надевают чистую одежду и отправляются в мечеть, чтобы присутствовать на утренней молитве. Затем местный мулла или по-нашему священнослужитель, читает проповедь, по окончанию которой мусульмане идут на кладбище, дабы почтить память умерших родственников.

Заключительным этапом праздника является жертвоприношение какого-то животного. Это может быть баран, верблюд, бык или другое копытное существо. Обычай разрешает приносить в жертву не только за здравие ныне живущих, но и за упокой усопших родственников или знакомых. В качестве жертвы нельзя выбирать любое попавшееся на глаза животное. Например, возраст барана не должен превышать года, быка или коровы – не больше двух лет. Что касается верблюда, то здесь разрешено выбирать особь, достигшую пятилетнего возраста.

Желательно, чтобы выбранная жертва обладала прекрасным здоровьем, была крупных размеров и не имела никаких физических недостатков. Это значит, что хромые, слепые и больные существа не могут быть использованы в священном обряде жертвоприношения. Мусульмане уверены, что плохое физическое состояние влияет на вкусовые качества животного. Перед тем, как забить жертву, верующий может произнести молитву во имя Аллаха. Затем животное валят на пол, обязательно головой в сторону Мекки.

Рекомендуется после осуществления жертвоприношения мясо убитого животного разделить на три части: одну отдать нуждающимся и нищим людям, вторую часть использовать в качестве основы для праздничных блюд, которые потом раздадут соседям, друзьям и родственникам, а третья часть может остаться дома у хозяина. Мясо жертвенного животного разрешено давать на пробу людям других религий, но, ни в коем случае, не следует его продавать или менять на что-то. Воспрещается использовать это мясо по окончанию Курбан Байрама.

В исламской догматике есть понятие «виджаб» — обязательное для исполнения правило, предписанное по шариату. Но оно не столь категоричное, как «фард». Отрицание или неисполнение «виджаба» не значит, что мусульманин впадает в неверие. Если у верующего в день Курбан-байрама, на второй или на третий есть свободные 20 000 рублей (то есть «нисаб), то он обязан купить скотину для жертвоприношения. Это считается его виджабом.

— Если у человека меньше денег по нисабу, но он зарежет животное, то это животное будет принято, и это не значит ничего противозаконного. Но если у человека есть 20 000 рублей, то он обязан совершить обряд, — объясняет муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.

Лидер татарстанской уммы рассказал и о других нюансах обряда. Так, жертвенными животными могут быть только верблюд, которому не меньше пяти лет; корова от двух лет; коза или козел от одного года; овца или баран от одного года, но если животное старше полугода и внешне выглядит как годовалое, то оно дозволяется к закланию.

Ислам не обязывает человека делиться мясом, он должен это сделать по своей воле. Можно отдать мясо нуждающимся, малоимущим семьям, родственникам или ученикам-шакирдам.

— Если семь человек сложились и оплатили одну корову, а один из них не поставил намерение, то есть «ният», осознанно совершить Курбан, то процесс заклания не будет засчитан у остальных шестерых. Поэтому желание справить Курбан-байрам должно исходить от чистого сердца, но никак нельзя делать это для галочки.

В этом году, кстати, в Татарстане праздник совпадает с Днем знаний — 1 сентября. Мусульманские учебные заведения, в том числе Болгарская исламская академия, начнут свою работу 4 сентября.

В свою очередь заммуфтия Татарстана Мансур хазрат Джалялетдин отметил, что сейчас совсем иначе идет подготовка площадок для жертвоприношения в Казани — есть прогресс: раньше к мечети привозили в машинах скотину, тут же ее покупали и здесь же резали. После этого на улицах оставалась грязь. Теперь же остатки животных утилизируют — Духовное управление мусульман заключило договор с компанией «Сариа» — заводом по производству животных белков, который отвечает за 25 казанских площадок.

В среднем цена за барашка в этом году может достигать 100-130 рублей за 1 кг живого веса. Ожидается, что в этом году в Казани во время праздника принесут в жертву около 10 000 животных. Сейчас прорабатывается вопрос по созданию при муфтияте своей небольшой фермы для животных специально для Курбан-байрама.

Праздничный вагаз, то есть проповедь, 1 сентября начнется в 4.30 утра, а гает-намаз — в 5.00. Прямую трансляцию организуют из Галеевской мечети. По предварительному согласованию с мэрией Казани планируется продлить работу общественного транспорта с 4 утра, чтобы доставить верующих к мечетям. Более подробная информация по маршрутам автобусов появится на сайте Духовного управления мусульман РТ.