Звонок в дверь.
На пороге милые молодые люди радостно сообщают: «Вам подарок!», и тот час же передо мной появляются красивые упаковки от заграничных товаров: «чудо-лекарь»- аппарат, исцеляющий от всех болезней, яркие коробочки и баночки с БАД, содержимое которых обещает долгую жизнь без недугов, различные предметы бытового назначения.
Мастерски рекламируя свои товары, продавцы радостно сообщают: «Все это стоит…»- (называется баснословная сумма),- «Но Вам подарок, Вы должны заплатить всего…»- (называется сумма в 5 раз меньше).
Соблазн велик. Рассчитываюсь за покупку. Уточняю, из какой фирмы милые продавцы и где эта фирма находится. Продавцы бойко называют фирму, в случае необходимости предлагают обращаться по указанному адресу и исчезают. Закрываю дверь. Прихожу в себя от изобилия информации и обаяния, и ощущаю, что словно пелена с глаз сошла: «Зачем мне все эти товары? Ведь я деньги отложила на другие нужды!»
Начинаю рассматривать приобретенное. Оказалось, что в медицинском аппарате нет инструкции на русском языке, на упаковке с БАД нет информации об изготовителе, а бытовые товары китайского производства и сомнительного качества.
Звоню по указанному продавцами адресу торговой фирмы и выясняю, что нет такой фирмы, и никогда не было. Я поняла, что меня обманули. Куда теперь обращаться?
С такой ситуацией в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области обратился уже не один житель г.Оренбурга.
К сожалению, в последнее время участились случаи, когда недобросовестные продавцы, пользуясь доверчивостью граждан, сбывают товары, нарушая требования нормативных и законодательных актов, регулирующих торговлю.
Многочисленные обращения поступают и о фактах предоставления недостоверной информации при продаже аппаратов медицинского назначения на дому у граждан. Покупатели, доверяя устной информации продавцов, представляющихся социальными или медицинскими работниками, не читают инструкции, не знакомятся с условиями договора купли-продажи и, фактически, подписывают документы «не глядя». После ухода милых, добрых и отзывчивых продавцов, ознакомившись внимательно с инструкцией по эксплуатации, они обнаруживают, что лечение медицинским аппаратом, как и любой другой вид лечения, имеет противопоказания при различных заболеваниях. Во многом, устная информация о товаре является недостоверной.
Далее изучив договор купли-продажи, выясняется, что подписав его, потребитель соглашается с его условиями, в том числе и с тем, что товар обмену и возврату не подлежит. Договор купли-продажи составлен с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона «О защите прав потребителей».
С точки зрения законности информация о товаре, в том числе и о противопоказаниях, была предоставлена потребителю в письменной форме в инструкции по применению аппарата. Следовательно, вернуть аппарат продавцу, даже если он не подходит по медицинским показаниям, и получить уплаченные за него деньги, не представляется возможным.
А что касается недостоверной устной информации об отсутствии противопоказаний и возможности вернуть товар, которую предоставили продавцы, то факт ее предоставления нужно доказывать, если Вы захотите обратиться в суд.
Аналогичная ситуация отсутствия возможности возврата товара продавцу складывается и при покупке на дому дорогостоящей бытовой техники.
Так, имели место случаи приобретения пылесосов иностранного производства стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Однако по причине их высокой розничной цены потребители пытались расторгнуть договор купли-продажи.
Продажа пылесосов оформлялась в письменной форме договором купли-продажи. Между тем, торговые менеджеры компании не в полной мере доводили до потребителя информацию о порядке подписания договора, оформления кредита, расчета за товар с внесением первоначального взноса, что и рождает жалобы потребителей.
Решив приобрести дорогостоящую покупку, не спешите подписывать на дому договор купли-продажи, не дочитав его до конца. Не спешите подписывать кредитные обязательства, не решив для себя, кредитоспособны ли Вы в настоящее время. Помните, что договор купли-продажи и кредитные обязательства должны оформляться в офисе компании, там же должен производиться денежный расчет.
Если же говорить о приобретении биологически активных добавок, которые предлагаются в качестве лечебного средства, то требования к реализации БАДов четко сформулированы в санитарных правилах. В соответствии с этим документом не допускается продажа БАДов вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и в иных местах. Она осуществляется только через аптечные учреждения и специализированные магазины.
В настоящее время рынок товаров и услуг широк и разнообразен. Покупатель может сделать правильный выбор в специализированных торговых предприятиях с участием грамотного и обученного персонала. Продажа товаров неизвестными лицами на дому не гарантирует покупателю ни качества товаров, ни возмещения ущерба в случае приобретения некачественного товара.
Специалисты Управления Роспотребнадзора обращаются к потребителям:
Если Вам предлагают что-то приобрести на дому, не торопитесь. Может случиться, что придется расплачиваться разочарованием, испорченным настроением и потерей Ваших денег.