Одна из самых ярких фигур российской политики в области межнациональных и межконфессиональных отношений, Владимир Юрьевич Зорин знаком мне по совместной работе в России и выступая принимающей стороной выездного заседания Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), членом которого, я имею честь быть, мне было особо радостно встретить его в Объединенных Арабских Эмиратах.
В непростые 90-е годы Зорин очень много сделал для налаживания межнационального и межконфессионального диалога в внутри России, где в условиях дикого капитализма, мы работали, как принято говорить, «не щадя живота своего. Мне особо вспоминаются выборы в Чечне, кода я по поручению Александра Вешнякова (с марта 1994 года в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 21 марта 1995 года Секретарём Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, вылетал как «наблюдатель»).
И в качестве — первого заместителя руководителя Территориального управления Федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике (1995—1996), и в качестве Министра Российской Федерации (2001—2004) по делам национальностей, Владимир Зорин всегда находился в центре событий, требующих выверенных и продуманных решений. Наши дороги не раз пересекались в те далекие лихие 90-е годы.
И вот, теперь член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин, сидит у меня в офисе Дубайского агентства недвижимости (ДАН), и как всегда жестко ставит вопросы: «В чем твой бизнес Исмагил, когда ты занимаешься социальными проектами? Как исламская страна может быть примером толерантности? Что ты сделал за эти годы, чтобы до нести до людей высокие смыслы ислама?»
На первый вопрос мне было трудно вот так сразу ответить, но сейчас в статье, я постараюсь сделать это как можно четко и ясно.
Ответ на первый вопрос.
Начав свой бизнес в ОАЭ в 2006 году, я ни на минуту не сомневался в принципах «системы обменов» (хотя в такой формулировке этого понятия еще не существовало), я стремился к синергизму (взаимообусловленности) своего бизнеса и общественной деятельности.
Мой жизненный опыт, который я приобрел в России, создавая свой бизнес, участвуя в гуманитарных проектах, связанных с возрождением духовности и просвещения, позволили мне еще в далеких 80-х, находить мосты между бизнесом и общественной деятельностью. Еще тогда в условиях советской действительности я отчетливо понимал, что основным фактором, отличающим социальное предпринимательство, является наличие социальных возможностей, которые дают бизнесу преимущества в общественном сознании. В чем конкретное преимущество?
Приведу только один факт. В начале 2019 года эксперты Independent Expert Group (UAE) выделили возглавляемое мною Дубайское агентство недвижимости (ДАН) как Топ – 1, абсолютного лидера по надежности и уровню общественного доверия среди Топ- 5 Real Estate агентств Дубая. Что это означает для расширения клиентской базы, думаю объяснять не надо.
ОАЭ – страна, где заведомо оправдан выбор социального предпринимательства, основанного на приоритете духовности, семейных ценностей, глубоко осознанном стремлении оценивать свою деятельность не только по финансовым показателям, но, и с точки зрения того, какой вклад вносится в создание и поддержание социального блага, и как мои общественные инициативы способствуют социокультурным устремлениям народов к взаимопониманию – диалогу культур и цивилизаций.
Ответ на второй вопрос.
Объединенные Арабские Эмираты – страна опережающего развития на планете. Сегодня это признает и Запад, и Восток.
Редьярд Киплинг, когда-то писал:
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Многие историки опираются на эти слова как на железобетонную истину, утверждая, что «война цивилизаций» — неизбежная закономерность.
Опыт ОАЭ опровергает все эти жалкие попытки оправдать разобщенность современного мира, подтверждая другую истину, высказанную Киплингом в следующих двух строчках этого же стихотворения:
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
Вот оказывается, как может быть – «сильный с сильным» или, в данном случае, лучше сказать «равный с равным».
В «Западно-восточном диване» Гете, проявляется именно эта тенденция – «равный с равным», которая позволяет «западному уму» Гете раскрыть скрытые смыслы восточной поэзии Хафиза. Только такой подход, исключающий всякую разобщенность, и основанный на признании равенства всех культур, способен стать основой подлинной толерантности.
Сегодня в ОАЭ есть твердое убеждение, что процессом толерантности можно управлять, создавая равные возможности для представителей всех культур и религиозных убеждений. Больше того, здесь напрочь отсутствует избирательный подход в деловой сфере, монополизация каких-то направлений в производстве или реализации товаров. Отрыть в бизнес в ОАЭ может каждый желающий, купить недвижимость в ОАЭ можно также без особых сложностей.
Государство и общество нацелено на поддержку максимальной реализации каждого человека, его материальных и духовных запросов. В стране создано Министерство толерантности, которое реализует задачи правительства по формированию национального согласия, и, прежде всего веротерпимости.
Предложенная Министерством толерантности программа действий оказалось одной из самых эффективных в современном мире, показывая, как исламская культура может трансформироваться в цивилизационные процессы опережающего развития, интегрируя в себе все лучшие достижения в истории человечества.
И можно без преувеличения сказать, что главным локомотивом этого процесса — была толерантность, умение найти баланс в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Исторический опыт, аккумулированный шейхом Зайдом в целях конструирования нового мира, позволил создать открытую систему развития.
Как подчеркивал Мохаммед аль-Мактум: «Когда арабский мир был толерантным, когда он был терпим к иным религиям и культурам, он являлся мировым лидером: от Багдада и Дамаска до Андалузии и далее мы играли роль маяка науки, знаний и цивилизации, поскольку в основе наших отношений со всеми цивилизациями, культурами и религиями лежали ценности гуманизма».
Делегация Евразийской Академии Телевидения и Радио посетив ОАЭ куда мы Владимиром Зориным входили в качестве делегатов, была поражена тем, с каким уважением и заботой в этой мусульманской стране относятся к христианским духовным ценностям.
Достаточно сказать, что здесь бережно сохраняются как древние памятники христианства (одно из свидетельств этого — остатки древнего христианского монастыря Церкви Востока (V–VII век) на острове Сир-Бани-Яс в эмирате Абу-Даби).
По всей стране возводятся новые христианские храмы.
Из православных церквей в стране представлены: русская православная церковь, построившая в городе Шардже в честь св. апостола Филиппа и Антиохийская православная церковь с храмом Святителя Николая в Абу-Даби.
Важно отметить, что в закладку будущего храма святого апостола Филиппа совершил Председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх Московский и Всея Руси), а в церемонии закладки первого камня в основании будущего храма принял участие Его Высочество наследный принц эмирата Шарджа шейх Исам бен Сагр Аль Касеми и специальный представитель президента России на Ближнем Востоке, заместитель министра иностранных дел РФ Александр Салтанов.
Словно подчеркивая идею толерантности в межконфессиональных отношениях рядом с православным храмом расположены три мечети, эфиопская Церковь, несколько протестантских Храмов различных конфессий.
Среди католических храмов особо выделяется собор св. Иосифа в Абу-Даби, количество прихожан которого превышает 100 тыс. человек. Наша делегация посетила также уникальную улицу христианских церквей в Рас аль-Хайме, где созданы идеальные условия для несения служб для коптской католической церкви, сирийской католической церкви, англиканской церкви, адвентистской церкви и др.
Подтверждением поэтапной стратегии толерантности руководства ОАЭ явилась недавняя Поездка Франциска в Абу-Даби, которая стала первым визитом главы Римско-католической церкви на Аравийский полуостров.
Все это зримые плоды идей Шейха Зайда, которые представляют собой яркий пример мира, опровергающего европоцентризм с его духовной ограниченностью и безнравственной трактовки свободы. В мире шейха Зайда толерантность — это не путь к мнимым западным ценностям, но дорога величайшей ответственности народов друг перед другом, уважения и сознание общей территории счастья.
Мои ответы Владимиру Зорину, построены не только на собранных материалах вслед его рабочему визиту в рамках задач Евразийской Академии телевидения и Радио (ЕАТР), но в большей степени, на наших с них с ним беседах во время его пребывания ОАЭ, тех впечатлениях, которые остались у нас обоих после путешествий по эмиратам в поисках подтверждений, тех инициатив в области толерантности, которые выдвигает руководство страны. Мы нашли не просто подтверждения, но нечто больше. Первую и может пока единственную на планете территорию духовной равновесности и редкой устойчивости межнациональных отношений.
Вопросы Владимира Зорина – это тесты на умение видеть глубинные основы жизни, ее гуманитарную сущность, которая, собственно и питает цивилизацию смыслами духовности, без которой этот мир давно бы рухнул под тяжестью межнациональных и межконфессиональных противоречий, представляя сплошную паутину цивилизационных разломов. ОАЭ – зримое доказательство верности диалоговых решений, объединения людей всех национальностей и вероисповеданий вокруг задач созидания. Это новый опыт исламской цивилизации, который должен изучаться и широко применяться во всем мире.