Термин «Татарский мир» в наши дни воспринимается в большей степени как отвлеченное культурологическое понятие, которое годится для названия одноименной газеты или достаточно спорной концепции «Ислам и татарский мир», но до сих пор не было предпринято попытки его осмысления как самостоятельной политической доктрины, не ставились задачи раскрыть потенциал Татарского мира как уникального феномена евразийской истории, его неразрывной связи с Русским миром.

Исмагил Шангареев: Евразийский проект – Татарский мир

Война миров

В дни далекой юности я зачитывался романами Герберта Уэлса и в связи с темой этой статьи в памяти всплыл его знаменитый роман «Война миров», который он написал в 1897 году не подозревая, что отразил в названии своего научно-фантастического произведения основную тенденцию противостояния в XX – XXI вв. двух разных цивилизационных процессов – Англосаксонского и Русского миров

Это противостояние имеет свои поистине научно-фантастические предпосылки. Достаточно сказать, что в 1904 году британский географ и профессор Оксфордского университета Хэлфорд Дж. Маккиндер (1861-1947) выступил в Королевском географическом обществе с докладом «Географическая ось истории», утверждая, что роль осевого региона мировой истории и политики – это гигантское внутреннее пространство Евразии, и господство над этим пространством может явиться основой для мирового господства. При этом он сформулировал свою знаменитую геополитическую формулу: «Кто правит Восточной Европой (читай Россией — И.Ш.), тот господствует над Хартлендом — «Сердцем мира»; кто правит Хартлендом, тот господствует над Мировым островом; кто правит Мировым островом, тот господствует над всем миром».

Сказано довольно образно, но достаточно ясно – кто владеет Россией – владеет Евразией, кто владеет Евразией («Мировым островом») — владеет миром. На первый взгляд, весьма примитивный концепт, но при внимательном изучении дающий ясный и однозначный ответ на ключевой вопрос современной истории – почему Англосаксонский мир находится в постоянном, практически не затухающем противостоянии с Россией. Вспоминая Карла Густава Юнга, думаю, что в коллективном бессознательном Англосаксонского мира, его культуры, которою сегодня представляет большинство стран Евросоюза и США, сложились свои архетипы Русского мира как чего-то такого, что не должно существовать в качестве иной цивилизации, иной культуры, иной правды жизни.

Однако, главным движущим мотивом этого «марсианского» желания подчинить себе иной мир, переплавить его под себя, является вера в то, что  «кто правит Мировым островом (Евразией), тот господствует над всем миром».

Хартленд – мифическая и реальная Евразия

История человечества отчасти построена на мифах, политика практически состоит из них целиком. Однако миф (особенно сегодня) принадлежит литературе лишь формально, являясь всегда инструментом политического противостояния. И в этой связи, нельзя не отметить, что наряду с Русским миром, на страже Евразии всегда стоял Татарский мир. Но главное – миф, что это были разные миры.

Сегодня уже не считается абсурдным, утверждать, что Русский мир во многом сформировался благодаря системообразующей роли Золотой Орды, а ранее Волжской Булгарии.

Автор одного из уникальных исследований отечественной истории – фундаментального труда — «Древние тюрки», Лев Гумилев одним из первых выступил против европоцентристской концепции о татаро-монгольском иге, категорически разделявшей Русский и Татарский миры.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что евразийство Льва Гумилева — это творческая платформа для решения многих насущных задач современности, формирования России как евразийской федерации, единого поля развития различных национальных культур.

В предисловии к книге Льва Гумилева «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» Сергей Лавров отмечал, что к глубокому осознанию особого (но не изолированного) пути России, пути русских вместе с другими ее народами Гумилева привела вся его судьба, вся жизнь – сложная, трагическая, но всегда творческая, и в конце – даже счастливая. В последние недели жизни в больнице он сказал мне изумительные слова: «А все-таки я счастлив, я всегда писал, что думал, а не то, что велели».

Думается, в этих словах «не то, что велели» — главный смысл подлинности евразийской платформы, которая выстраивается сегодня на фундаменте идей Льва Гумилева, считавшего Татарский мир был системообразующими для Русского мира, а не альтернативным как сегодня считают многие исследователи.

Был он этом своем понимании отечественной истории одинок? Конечно, нет. Достаточно сказать, что, один из основателей евразийства, князь Николай Трубецкой в 1925 году выдвинул тезис о том, что Россия является наследницей не Киевской Руси, а Монгольской монархии.  Можно соглашаться или не соглашаться с этим выводом, но Россия сегодня – это не просто многонациональное государство, а особый духовный мир, где люди всех национальностей и вероисповеданий объединены одним понимаем правды жизни, долга, героизма, веры в высокую миссию своей Родины.

Историческое предназначение Татарского мира как цивилизационного Евразийского проекта XXI века.

Так, что же такое сегодня Татарский мир? Одной дефиницией этого термина не обойтись, поскольку мы имеем дело с феноменом, многомерность которого имеет свою сложную структуру. Начнем с того, что Татарский мир – это культурно-историческая идея интеграции русской и татарской истории, как единого цивилизационного процесса, начиная с Волжской Булгарии и Золотой Орды.

В наши дни Татарский мир представляет собой глобальный цивилизационный феномен сетевой структуры, ядром которой является Республика Татарстан, далее практически все регионы Российской Федерации, страны Ближнего зарубежья и практически все континенты, где татарские диаспоры создают свой особый мир культуры, родного языка, народных традиций и обычаев.

Надо особо отметить, что для подавляющего большинства татарских диаспор за рубежом, Россия остается Отечеством, Родиной предков, с которой практически каждый связан сердцем и душой. Я живу много лет в дали от Родины в Арабском мире, но при этом не только я сам, но и мои дети, и внуки, чувствуем сопричастность всему, что происходит в нашей стране.

Будь то День защитника Отечества 23 февраля, или День победы 9 мая, вся моя большая семья — 11 детей и 10 внуков объединяется, чтобы как все россияне отдать долг Славе и Подвигу своих соотечественников. Словно незримые нити единого социокультурного пространства объединяют нас, живущих в дали от России.

Исмагил Шангареев: Евразийский проект – Татарский мир
Исмагил Шангареев в кругу семьи 9 мая 2018 г.

Важно особо отметить, что наша семья не исключение. Сотни тысяч таких же татарских семей на всех континентах Земного шара, незримо связаны с Родиной. Вот она — своеобразная диалектика в социокультурном симбиозе противоположностей Татарского и Русского миров, которые на протяжении многих веков исповедуют разные религии, думают на разных языках, имеют свои традиции и обычаи.

Татарский мир, когда-то дал начало российской государственности. Сегодня он может стать важнейшим реальным проводником экономических и культурных интересов России в странах Мусульманского мира. В этой связи, особое значение, приобретает, сделанное несколько лет назад, назначение Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова руководителем группы стратегического видения «Россия – исламский мир».

Исмагил Шангареев: Евразийский проект – Татарский мир
Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Исмагил Шангареев

Вот, что об этом говорит сам глава Татарстана: «Для работы с исламским миром президент Владимир Владимирович Путин определил меня координатором. Это говорит о том, что мы не только в рамках своего субъекта работаем, но и в интересах всего нашего российского государства. Я считаю, что это очень важный фактор, когда мы получаем поддержку, и в целом наша страна получает плюс от того, что Татарстан берет на себя инициативу». Нельзя не отметить, что Владимир Путин ставит перед Рустамом Миннихановым задачи не только продвижения интересов России в Мусульманском мире, но и привлекает его с исламской конфессией  внутри страны, подчеркивая при этом, что «наш ислам должен стать органичной и неотъемлемой частью мировой религии, но с собственным лицом».

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Исмагил Шангареев

Вот конкретный пример того, как могут взаимодействовать Русский и Татарский миры только в одном исламском направлении, а ведь таких направлений может быть не мало, и их успешная реализация находится на стыке продуманного взаимодействия, доверия и взаимоуважения в таких тонких сферах как культура, язык, религия.

Исмагил Шангареев: Евразийский проект – Татарский мир

Все это становится возможным в рамках разработки и реализации Евразийского проекта «Татарский мир», где планируется создать систему стратегического видения роли и места Татарского мира в российской геополитике, наиболее полного раскрытия потенциала эффективного сотрудничества во имя процветания нашей великой Родины, торжества созидательных идей и высокой духовности Русского и Татарского миров как единой социокультурной основы Евразийского пространства.

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

Предыдущая новостьСуд апелляционной инстанции оставил без удовлетворения жалобу администрации г. Оренбурга
Следующая новостьКрепостное право пайщиков «Совхоза имени Ленина»