Информатизация системы образования

14

Информатизация системы образования включает три основных компонента: компьютеризация, интернетизация, информатизация.

Компьютеризация школ в регионе на протяжении девяти лет осуществляется на условиях многоканального финансирования: часть расходов взяли на себя областной и муниципальные бюджеты, другая часть финансировалась в рамках реализации федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 – 2005 годы», часть средств была привлечена из внебюджетных источников. За период с 2001 по 2005 годы по федеральной программе получены свыше шести тысяч компьютеров.

Только в этом году в ОУ области поступили более 1,5 тысячи компьютеров, в том числе около 800 комплексов компьютерной техники с программным комплексом «1С:Хронограф Школа 2.5» в рамках программы «Основные направления укрепления материальной базы образовательных учреждений области на 2006 – 2008 годы»; свыше 400 компьютеров в рамках реализации национального проекта «Образование» школам, получившим Президентские гранты в размере одни миллион рублей.

По состоянию на 1 декабря текущего года в Оренбургской области 87% школ оснащены компьютерной техникой, при этом 100% основных и средних школ. В учебном процессе используются свыше девяти тысяч современных компьютеров, один компьютер приходится на 26 учащихся.

В этом году за счет различных бюджетов в школы Оренбургской области приобретены свыше 100 интерактивных досок, более 60 мультимедиапроекторов, позволяющие сделать процесс обучения более ярким и наглядным, избавить преподавателей от ненужной работы и освободить время для творческой работы.
Интернетизация образования подразумевает подключение школ к высокоскоростному Интернету в рамках реализации нацпроекта. В течение двух лет запланировано подключить к сети Интернет 1340 ОУ (общеобразовательные учреждения, вечерние и коррекционные школы, школы-интернаты и др.) уже подключены 658 образовательных учреждений.

Интернетизация в региональной системе образования выполняет несколько функций:

— информационную, позволяя черпать субъектам образовательного процесса недостающие ресурсы с целью повышения качества знаний и информированности (использование возможностей электронных библиотек вузов, федеральных и региональных порталов крупнейших хранилищ);

— технологическую, обеспечивая сбор статистических данных, документов и обмен (в течение 2006 года количество образовательных учреждений, пользующихся электронной почтой, увеличилось с 286 в январе до 415 в декабре);

— коммуникативную, организующую «живое» общение между педагогами, педагогами и учениками, педагогами и родителями (педагогическое сообщество области ежегодно принимает активное участие во Всероссийском Интернет-педсовете, различного уровня Интернет-форумах, конференциях);

— представительскую (на сайтах участников образовательного процесса публикуются материалы, описывающие практику деятельности).

С целью создания бесперебойной работы Интернет-канала организованы Интернет-узлы в восьми территориях обалсти: Саракташском, Александровском, Новосергиевском, Переволоцком, Красногвардейском, Сорочиском районах, в Сорочинске и Бугуруслане. Еще в шести районах (Бузулук, Акбулакский, Бузулукский, Новоорский, Сакмарский, Тоцкий районы) коммутационное оборудование уже закуплено и скоро будет запущено. В большинстве территорий области создание коммутационных узлов планируется в течение 2007 – 2008 годов.

Информатизация образования предполагает внедрение и использование информационных технологий в образовательном процессе, в процессе управления образовательным учреждением, повышение квалификации и переподготовка кадров. Учебно-методическое комплексы программного обеспечения позволяют автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе. С ноября 2006 года Региональный центр развития образования проводит курсы для руководителей ОУ, учителей, методистов по внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления ОУ. В планах работы министерства образования области на 2007 год – формирование инфраструктуры подготовки педагогических кадров, активизация работы ресурсных центров, центров дистанционного обучения.

Наряду с позитивными моментами информатизации образовательного процесса существует ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие информатизации:
отсутствие локальных вычислительных сетей, низкая эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, неготовность педагогического сообщества к внутрисетевому общению, старение компьютерного парка, требующего постоянного обновления.

Кроме того, существующие между образовательными учреждениями и отделами образования коммутируемые каналы связи на основе модемного соединения в настоящее время недостаточны для организации эффективного информационного обмена. Достаточно трудно осуществляется информатизация в системе образования интернатных учреждений, учреждений НПО. Имея хорошую техническую базу, ряд этих учреждений не пользуется электронной почтой, неактивно использует информационные технологии.

АМТВ

comments powered by HyperComments