Некоторое время назад мы рассказывали о приезде в наш город известного московского блогера Ильи Варламова. По итогам этой поездки Илья написал в своем блоге о том, каким он увидел город — «Хороший Оренбург» и «Плохой Оренбург».
Хороший Оренбург
Никогда не был в Оренбурге и теперь понимаю, что 32 года жил зря! Столько времени упустил, когда всего в нескольких часах лёта от Москвы был Оренбург! Я 20 раз съездил в Омск, 15 раз в Уфу, был в десятках других городов России, да не по одному разу, а в Оренбурге не был. Теперь чувствую себя туземцем, которого в джунглях откопала съемочная группа «Дискавери» и впервые показала телевизор, телефон и другие достижения цивилизации. Это невероятно! Я восхищен!
Мое знакомство с Оренбургом началось в аэропорту, где традиционно я увидел нелегальных таксистов. Я выходил первым, и меня сразу выхватил мужик лет 40. Я уже приготовился его послать, но вместо привычного «Такси ннннада?» мужчина сказал: «Здравствуйте, меня зовут Андрей, я работаю таксистом, вам нужно будет такси до города?» А потом он назвал совершенно адекватную цену, и мне даже не пришлось с ним торговаться. В дороге он показался мне приятным собеседником, рассказал про город. В конце пути я дал ему в благодарность в два раза больше, чем он попросил. Андрей смутился, оставил визитку и сказал, что будет рад завтра показать мне город совершенно бесплатно! Так началось мое знакомство с Оренбургом.
01. Выхожу утром из отеля, а тут деревня! Вот прямо в самом центре стоят обычные деревенские дома. Красота.
02. Какие-то кривые дощатые заборы подпирают кирпичные современные дома. И до чего эти покосившиеся домики лучше и милее многоэтажных муравейников! Понятно, что в городе они смотрятся сиротливо, но какие-то кварталы сохранить можно.
03. Оренбург не стесняется своей провинциальности. Это другие города комплексуют, что они не столица. Комплекс этот выражается обычно в том, что каждый город считает себя столицей чего-то или как минимум центром: центром России, центром Сибири, центром мира и т.д. Оренбургу есть чем похвастаться: здесь проходит граница между Европой и Азией, здесь учился Гагарин, да вообще много всего хорошего и знаменательного происходило здесь. Но мудрый Оренбург не истерит и не комплексует, он не разрушает исторический центр и не сносит историческую застройку, он не боится показаться деревней, он открытый и настоящий. Даже когда надо напомнить о столичном статусе города, Оренбург пишет, что столица это степная! Именно поэтому в Оренбург сразу влюбляешься.
04. Смотрите, какая прелесть.
05. Или вот… Среди такой благодати даже мудак на «Мерседесе», который нашел клочок газона для парковки, не вызывает раздражения. Пусть стоит, мил-человек!
06. Площадь в центре… Людей мало, здесь нет суеты. Никто никуда не спешит. Месяц в Оренбурге – это как один день в сумасшедшей Москве.
09. Пешеходная улица в центре. Здесь все тихо и спокойно. Здесь нет бесконечных ларьков и аттракционов, как в Челябинске, здесь приятно прогуливаться и наслаждаться жизнью.
10. А вот какая-то автобусная станция. На фоне церковь, старые автобусы – ну не прелесть ли? Смотрите, какое чудо!
12. Чудесная картина. Сразу хочется купить домик в Оренбурге и жить с этими людьми.
13. А вы посмотрите, какую я тут решетку ливневки нашел!!! Да на этой решетке можно жениться! Нигде не видел ничего прекраснее.
14. В Оренбурге даже памятник Ленину не хочется снести! Маленького Ильича поставили в Оренбурге в 1925 году. Это один из первых памятников Ленину в мире. Высота фигуры соответствует настоящему росту вождя (165 см). Памятник отлили в Питере (то есть в Ленинграде). В 1924 году, после смерти Ленина, преданные коммунисты решили построить на реке Сакмаре гидроэлектростанцию и назвать ее в честь вождя. В газете разместили объявление с призывом жертвовать деньги на новую ГЭС. Однако денег собрали недостаточно, да и строить такое предприятие было некому. Поэтому решили просто поставить памятник. В советских путеводителях пишут, что в нем «с большой силой передана революционная страстность, кипучая энергия и целеустремленность вождя пролетариата».
16. Не нравится Ленин? Вот вам межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода», или «Сатана» (как ее зовут в НАТО). Стоит в музее под открытым небом «Салют, Победа!».
17. Администрация по-советски монументальна, бездушна и уныла. В таком городе как Оренбург тоталитарная сталинская архитектура сморится как НКВДшник в кожаном плаще, пришедший в библиотеку.
18. А это водители администрации. Так как Оренбург – город глубоко провинциальный, здесь чтят глупые понты. У городской и областной администрации в Оренбурге автомобильные номера, как правило, имеют серию «ООО». Рассказывают, что есть специальный список подобных номеров, который обязан знать каждый сотрудник ГИБДД. В основном с такими номерами ездят служебные машины, и у некоторых представителей администрации их может быть несколько. Еще говорят, что эти номера оренбургские чиновники передают по наследству своим преемникам. Чем выше статус должностного лица, тем меньше его номер. Например, номера 001 и 002 принадлежат губернатору края Юрию Бергу. Такие номера покупают местные бизнесмены и другие успешные и модные оренбуржцы.
20. На минутку может показаться, что мы в Питере, но на фоне виден какой-то долгострой… Что это? Это местная достопримечательность!
Между зданиями Департамента строительства Оренбурга и Администрации Оренбургской области, в исторической части города стоит 40-летний долгострой. Возводить его начал Газпром. В 1987 году, после того, построили 16-й этаж здания, все работы прекратились. Несколько раз менялись владельцы высотки, но никто из них не смог закончить строительство.
В 2002 году были демонтированы 4 верхних этажа здания. Потом, в 2006 году, у долгостроя в очередной раз сменился собственник. Новый владелец начал было его достраивать, но денег и сил хватило только на то, чтобы застеклить одну сторону высотки. В 2010 году губернатор предложил выделить из бюджета 32 миллиона рублей на разбор здания, но депутаты выступили против.
Находящийся по соседству Дворец творчества детей и молодежи предлагал забрать долгострой себе, но частник отказался его продавать. С каждым годом этот кусок земли становится все дороже, поэтому избавляться от него никто не торопился.
Многие считают, что история долгостроя – темная и криминальная. «За всеми махинациями, которые связаны с объектом, стояли очень влиятельные люди. Пока они живы, поверьте, никто и никогда не узнает всей правды… Кстати, долгостроя сегодня могло и не быть. С предложением демонтировать здание выступал один из его совладельцев Леонид Пасынков, но его убили. Впрочем, существует и другая версия. За долгострой кому-то шли откаты, а Леонид этим людям со своей инициативой мог сильно помешать», – рассказывал Михаил Коннов, министр природных ресурсов, земельных и имущественных отношений администрации и правительства Оренбургской области с 2003-го по 2009 год.
Жители соседних домов рассказывают, что при сильном ветре из здания доносятся непонятные стуки и скрипы. Все боятся, что оно может развалиться. В 2013 году власти в очередной раз пообещали снести жуткий долгострой. Они хотели выкупить здание, и собственник согласился продать его за 106 миллионов. Но власти таких денег не нашли.
В 2014 году оренбургские архитекторы предложили два проекта, по которым можно было бы достроить заброшенную высотку. Там предполагалось расположить Парламентский центр и бизнес-центр с зеленой зоной и подземной парковкой. Один из проектов должны были согласовать в городском и областном правительстве, а само здание собирались реконструировать к 2017 году. Но в очередной раз не сложилось.
Позорный долгострой так и продолжает стоять в центре города, а оренбужцы пытаются выжать из него хоть какую-то пользу. Например, оперативные службы Оренбурга проходят там командно-штатные учения: понарошку спасают деревянных манекенов из завалов бетонных плит, на лебедках спускают с верхних этажей людей или вытаскивают их из колодцев.
23. Здесь учился Гагарин. По какой-то непонятной причине здесь не ухаживают за деревьями. В итоге во многих местах образовались непонятные джунгли! Вот красивое здание духовной семинарии совсем в них утонуло!
24. А вот каким оно было 100 лет назад. Напомню, что деревья в городе являются частью архитектурного ландшафта. Город вам не дикий лес! За деревьями надо следить: подрезать их, а когда они совсем разрастаются и начинают доминировать над архитектурой, срубать и сажать новые.
25. Еще одно такое место – музей истории Оренбурга. Строилось здание изначально в качестве казначейской кладовой с унтер-офицерской гауптвахтой. Довольно необычный неоготический замок. Но он весь зарос! Почему не вырубят деревья?
26. Вот как было раньше. Не следить за деревьями в городе – это все равно что не стричь ногти и волосы в нужных местах, мотивируя свои действиям невмешательством в природные процессы.
28. Лучшая защита от машин, которую я видел!
30. В центре – шикарные кварталы исторической застройки. Редкий город может похвастаться этим.
31. К сожалению, многие здания изуродовали вывесками и пристройками, но все это можно снести, если вдруг придет нормальный мэр.
32. Пример варварства: вывеска, кондей на фасаде… Бургеры, кстати, нормальные, но слишком дорогие для такого места. И издевательство над фасадом прощать им нельзя.
34. Бесконечно прекрасный Оренбург
35. Водонапорная башня на проспекте Победы – памятник архитектуры начала ХХ века.
40. Хороший город невозможен без электротранспорта! Троллейбусы ездят по Оренбургу с 1953 года. В 1993 году в городе было 11 троллейбусных маршрутов, но сейчас их осталось всего 6. К 2000 году большая часть троллейбусов оказалась в аварийном состоянии, поэтому в это время началось сокращение маршрутной сети. Управляющее предприятие не может покрыть свои убытки, не говоря уже об обновлении парка. Чтобы хоть как-то держаться на плаву, в конце прошлого года оно решило повысить цену на проезд с 11 до 13 рублей.
Работники троллейбусного депо в Оренбурге жалуются на маленькие зарплаты (если не работать в сверхурочные, то выходит около 12–15 тысяч рублей в месяц) и на ужасное отношение руководства. Многие увольняются, остаются работать только пожилые люди, которые зачастую уже на пенсии. Им приходится водить неисправные троллейбусы, потому что руководство отказывается закупать новые детали. В прошлом году в депо погибла одна из водителей: ее насмерть зажало между двумя троллейбусами. По официальной версии, она забыла поставить троллейбус на ручник, а когда он начал скатываться на нее, попыталась остановить его руками. Но работники депо отмечают, что эта женщина имела 23 года стажа и вряд ли могла на спуске забыть поставить троллейбус на ручник. Некоторые полагают, что троллейбус был сломан, а руководство просто решило свалить вину на погибшую. В середине мая один из таких троллейбусов загорелся на остановке. Водитель успел высадить всех пассажиров и вызвать пожарную бригаду.
Надеюсь, троллейбусы в Оренбурге вернут былое величие. Будет большой ошибкой угробить троллейбусную сеть.
42. Еще тут современные подземные мусорные баки и отдельные сетки для пластика.
44. Около аэропорта есть музей.
Оренбург – очень крутой город, рекомендую!
Плохой Оренбург
Оренбург мне очень понравился, именно поэтому я начал обзор города с его положительных сторон. Здесь надо понимать, что (как и в большинстве городов) всё хорошее, что есть в Оренбурге, – это то, что власти не успели разрушить и уничтожить. В Оренбурге нет ничего хорошего, что было бы создано за последние 20 (30-40-50) лет. В Москве вот есть, в Питере есть, в Казани есть, даже в Красноярске есть, а в Оренбурге нет. Просто запас прочности у города такой, что даже сегодня он выглядит шикарно и влюбляет в себя путешественника. Надеюсь, когда-нибудь город обретет достойного хозяина, который сделает его еще лучше.
А теперь – плохой Оренбург!
01. Начнем традиционно с памятника Ленину. Нет, не с того милого и маленького, что был в первом моем отчете о городе, а с этого бездушного истукана. Ленина надо отправить в музей. Не место ему на центральной площади.
02. Главный небоскреб города от национального достояния.
03. Люди в прекрасном Оренбурге почему-то позволяют себе делать какие-то пристройки.
04. Или вот: была улица, а кто-то влепил несколько сараев, да еще сделал уродливые мансарды. Интересно, в городе есть главный архитектор? Как он на это отреагировал? Ужас же.
05. Собянин, приди, порядок наведи! Такое, конечно, надо сносить.
06. А теперь, любимые читатели, я рад вам представить главного городского уродца! Библиотека! В это здание Библиотека ОГУ въехала в 2007 году. Вот что об этом пишут на сайте учреждения:
«В этом году произошло главное событие – открытие нового здания научной библиотеки Оренбургского государственного университета. Здание строилось 10 лет. Семнадцатиэтажное здание библиотеки удачно вписалось в архитектурный ансамбль исторической части города. В сочетании высотного здания с башнями и шпилем с часовней св. Татианы воплощена главная идея архитекторов – привнести в новое здание дух университетской академичности, свойственный основному корпусу Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова».
Проект новой библиотеки подготовили в институте ООО «Знание», который не оставил никаких следов существования. Все мечтали о том, что тут будет построена лучшая библиотека в России.
Нелепая примитивная пародия на сталинскую высотку – главный позор города.
07. Есть места, которые, наоборот, надо застраивать. В центре города много выбитых зубов. Вот, к примеру, на углу квартала стоит пятиэтажный дом, а рядом ничего нет. Почему? Не знаю. Может быть, не успели построить, может быть, разрушилось здание. Но явно надо что-то здесь делать, а то квартал разваливается.
08. Удивительно, но в таком шикарном городе как Оренбург нет нормальных гостиниц! Вот это лучшая гостиница города! Да, с виду она похожа на растолстевшую придорожную шашлычную.
09. Это главный вход в лучшую гостиницу города. Он зажат забором соседа. Сама гостиница довольно скверная. Не помню уже, сколько денег они вяли с меня за номер, но он того не стоил. Дешевая сантехника, дешевая китайская мебель, дешевое постельное белье, ужасные подушки. Конечно, по сравнению с остальными клоповниками, которые есть в городе, она выглядит шикарно, но нас не проведешь.
10. Рядом с гостиницей – какие-то частные дома.
11. Впервые вижу детскую площадку с галькой! Видимо, детей в Оренбурге готовят к каменным пляжам Крыма.
12. Ничего необычного, просто в Оренбурге не знают, что такое центральное кондиционирование.
13. По всему городу кондиционеры висят на фасадах исторических зданий. Так делать нельзя.
14. Унылый советский пейзаж, который есть в каждом городе.
15. Очень странное место в центре города. Такое впечатление, что ты в коттеджном поселке. Но нет, эта улица идет вдоль берега реки Урал. Такие фасады делать в городе нельзя.
17. В Оренбурге проблемы с дорогами.
18. Местные жители состоянием дорог страшно недовольны. Но власти говорят, что на самом деле все хорошо. Вот мэр Арапов рассказывает, что нерадивых дорожников заставляют заново всё укладывать:
«Качество дорог в большинстве случаев, в принципе, соответствует всем стандартам. Если кто-то где-то отступает от качества – такие факты, к сожалению, есть, – предприятия, выполнявшие эту работу, потом восстанавливают за свой счёт тот или иной участок, который они сделали плохо».
19. Этой весной случилось то, чего никто не ждал. Наша любимая рубрика «Никогда такого не было, и вот опять». Когда с дорог в Оренбурге сошел снег, оказалось, что асфальт под ним весь в воронках, ямах и рытвинах. Многие водители разбили свои машины, и чтобы возместить убытки, стали подавать в суд на дорожников и городскую администрацию. Мэрия столкнулась с сотнями исков. Говорят, один раз суд даже принял сторону оренбуржца, а не администрации.
Ещё оренбуржцы написали петицию Путину. Но, как вы догадываетесь, никакого эффекта от этого не было.
Вообще, тема плохих дорог в Оренбурге так же бездонна, как ямы на них. У одного местного телеканала даже была рубрика «Эх, прокачу!», в которой известные люди города вместе с корреспондентами катались по городу на автомобиле и давали советы, как не попасть в яму.
20. В апреле в Оренбурге начался ремонт основных магистралей. На второстепенные улицы денег нет. На некоторых из них ямы настолько глубоки, что лужи, говорят, вообще не пересыхают. Но с ремонтом главных дорог тоже что-то пошло не так. Власти хвастались, что они заделывают ямы современными материалами, а не кирпичами, но по факту оказалось, что их просто засыпали старым асфальтом и прошлись сверху катком. Такой ремонт продержался неделю, его смыло дождем. На вопрос, почему ямы заделывают старым асфальтом, дорожники ответили, что старый асфальт с применением новых технологий – не хуже нового. Дорожникам, похоже, вообще плевать на качество ремонта. Они даже дорожную разметку в Оренбурге наносят прямо на ямы. Но это, как известно, общероссийский тренд.
21. Перенесемся в спальный район!
22. Здесь у нас проходят соревнования по стрижке газонов. Хорошо придумали. Несколько месяцев не ухаживают за газонами, а потом делят всё на квадраты и начинают соревнования. Учитесь красиво экономить!
23. Благоустройство все ужасно запущено и развалено. Но если вы скажете об этом мэру, он вам ответит: «Это мы к соревнованиям готовимся».
— Скажите, а почему вы дороги не ремонтируете?
— Это мы к соревнованиям по ремонту дорог готовимся!
— Скажите, а почему весь город мусором завален?
— Так это у нас будут соревнование дворников, а сейчас подготовка идет!
24. Здесь все даже ужаснее, чем в Челябинске.
25. Вот интересно, какой идиот продолжает строить все эти панельные муравейники по устаревшим проектам? Возьмем простой пример. Все уже понимают, что на первых этажах люди жить не будут. Первые этажи отдаются под магазины, парикмахерские, кафе и другие нужные населению заведения. Но по проекту 80-х годов на первых этажах предполагалось жилье. Казалось бы, подправьте проект! Уберите цоколь, сделайте нормальные витрины и входы, поменяйте планировку первого этажа. Но максимум, на что хватило дебилов-застройщиков, – это прилепить к зданиям сотни лестниц. Теперь первые этажи выглядят так.
26. Вот это в Оренбурге называют «активными фасадами».
29. Я не буду в очередной раз рассказывать, чем плоха микрорайонная застройка. Читатель может посмотреть пост про Челябинск, там я как раз писал об этом.
30. Все можно применить и к Оренбургу.
Если коротко, то у вас теряется такое понятие как двор. Люди не понимают, где их приватная территория, а где улица. В огромных многоэтажных домах нарушаются социальные связи между людьми, они перестают общаться. Между домами образуются огромные пустые пространства, которые невозможно нормально освоить – это дорого и сложно. Почти всегда там образуются пустыри.
При такой застройке мы получаем классические спальные районы, которые негативно сказываются на городе. Во-первых, они провоцируют массовую маятниковую миграцию внутри города, когда утром все едут в центр на работу, а вечером возвращаются к себе в гетто. Во-вторых, в таких районах невозможно развивать нормально бизнес, ведь здесь нет людей днем. Улицы всегда будут мертвыми, на первых этажах не откроются кафешки и магазинчики. В-третьих, в таких мертвых районах снижается уровень безопасности.
35. Стройка идет полным ходом. Будет еще хуже.
41. В 2004 году губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев предложил построить в Оренбурге большой культурный комплекс. Возвели его за несколько лет и назвали Национальной деревней. В нем с десяток подворий: русское, казахское, башкирское, мордовское, чувашское и так далее – по национальностям, которые проживают в регионе. Вот что пишут о деревне на сайте города:
«Уникальный проект создан и воплощён для того, чтобы жители Оренбуржья больше знали об истории, культуре и национальных традициях каждого народа, с уважением относились к ним, помогали сохранить дух нации и передать его молодому поколению».
Первое, что встречает гостя, – это разбитые дороги. Вся плитка разрушена, всё разваливается. Ну что сказать, губернатор хорошо передал дух и национальные традиции.
42. Выглядит национальная деревня крайне скверно. Возможно, идея была неплохая. Такая провинциальная пародия на ВДНХ, где у каждого народа есть свой уголок. Но сделали всё настолько хреново, что я бы обходил это место стороной. Вот как выглядит украинский дом. Неужели нельзя было построить нормальную украинскую хату?
На всякий случай напоминаю, как выглядит настоящая украинская хата: