По инициативе министерства культуры и внешних связей Оренбургской области 19 февраля в 11:30 в Областном музее изобразительных искусств, по адресу переулок Каширина, 29 состоится лекция «Два супрематических проекта Ивана Кудряшова для театров Оренбурга (1920-1921). Новые исследования». Лектор – кандидат искусствоведения Игорь Смекалов.
Опыт изучения творчества Ивана Кудряшова, основанный на многолетних архивных изысканиях, позволяет устранить неясности биографии, уточнить датировки основных работ, реконструировать значительные художественные проекты.
Иван Кудряшов с 1919 по 1920 живя в Оренбурге, выполнил эскизы оформления Оренбургского драматического театра, «переведя» на язык супрематизма канон росписи православного храма, фактически создав «новую икону». Так, Богоматерь с Младенцем была трансформирована художником в вытянутый треугольник с наложенным на него квадратом, большой красный ромб над ними напоминал о Боге-Отце. Но, проект эскизов так и остался проектом. В каталоге Третьяковской галереи, где хранится картина, эти супрематические композиции так и обозначены: фрагменты фресок Оренбургского театра.
Оказывается, живописец-новатор Кудряшов появился у нас не случайно. Более 90 лет назад в Оренбург был заброшен целый десант авангардистов. В это же время приезжал с лекциями автор знаменитого «Черного квадрата» Казимир Малевич, кстати, учитель Ивана Кудряшова.
Кудряшов Иван Алексеевич 1896, Калуга – 1972, Москва
Русский советский художник-авангардист, педагог, ученик К.С. Малевича. Муж художницы Н.К. Тимофеевой, работавшей вместе с А. Экстер над театральными костюмами. После года обучения в Строгановском училище в 1913 поступил в МУЖВЗ, где учился по 1918 в мастерской П. Кузнецова. В 1918 – 1919 занимался в Государственных свободных художественных мастерских у К. Малевича, был членом УНОВИСа. Проектировал агитационные конструкции и эмблемы для Октябрьских праздников. Был привержен теме космоса и поиску новых изобразительных средств для её воплощения. В 1919 – 1920 жил в Оренбурге, выполнил эскизы оформления местного театра, «переведя» на язык супрематизма канон росписи православного храма, фактически создав «новую икону». В 1921 Кудряшов вернулся в Москву. В 1920 – 1930-е принимал участие в выставках ОСТа, Московского товарищества художников. В 1937 – 1939 преподавал в институте повышения квалификации. Несмотря на то, что ещё в 1926 Кудряшов был вынужден дать письменное отречение от всех своих творческих экспериментов, в конце жизни художник создал множество цветовых вариантов собственных графических набросков 1920-ых. Произведения Кудряшова находятся в ГТГ (две работы), Каракалпакском Государственном музее им. И.В.Савицкого (351 работа), в других собраниях.
Супрематизм – стиль, положенный Казимиром Малевичем в основу его художественных экспериментов 1910-х годах. Малевич считал его высшей точкой развития искусства. Отсюда название – производное от латинского supremus,то есть «высший, последний». Супрематизму свойственны геометрические абстракции из простейших фигур – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Супрематизм оказал большое влияние на конструктивизм – производственное искусство. Сам Малевич и его ученики неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта, в особенности художественного фарфора, оформление выставок.