Первый на Южно-Уральской железной дороге

1 января 2017 года вокзал Оренбурга отмечает не только всеми любимый зимний праздник, но и собственный новый год. Начиная с 1877 года, он регулярно принимает поезда из разных концов страны и ближнего зарубежья.

Одно из самых узнаваемых мест областного центра, архитектурный и исторический памятник федерального значения, вокзал Оренбурга является и точкой отсчета истории Южно-Уральской магистрали, когда от станицы Батраки через Самару до Оренбурга протянулась линия длиной 512 верст. Вокзал открылся одновременно с началом движения по новой железной дороге. Один из современников описывал его так: «Здание было светлым, поместительным, с высокими потолками, поддерживаемыми при помощи очень нарядных и прочных чугунных пилястров».

На старых фотографиях видно, что монументальное здание имело петербургское изящество и строгость форм. С годами появился восточный колорит, выразившийся в куполах кровли боковых пристроек, ведь Оренбург – это и ворота в Азию.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 1903 год

Вагоны на смену верблюдам

Во второй половине XIX века в России стала интенсивно развиваться караванная торговля. Ежегодно на меновые дворы Оренбурга приходили сотни верблюжьих караванов из Ташкента, Бухары, Хивы, Троицка, Семипалатинска. Среднеазиатские товары – хлопок, шерсть, кожа, скот – обменивались на российские текстильные и металлические изделия. Однако караванная торговля не могла удовлетворить возросших экономических потребностей страны. Требовалось не только соорудить в Средней Азии дороги, но и соединить их с центром России.

Именно такой связующей нитью и стала Оренбургская магистраль. На ее сооружение было затрачено 30 миллионов рублей, что равнялось годовому товарообороту всей страны. Неудивительно, что прибытие первого поезда стало для города событием эпохальным. Вот что говорилось в еженедельной газете «Оренбургский листок»: «Наконец наша давно жданная Оренбургская железная дорога открыта. Вчера, 31 декабря, было молебное пение в вокзале и освящение здания. Богослужение совершал преосвященный Оренбургский Митрофан с духовенством. Приглашенных было до 300 лиц» И далее: «Движение по нашей железной дороге началось 1 января 1877 года и с тех пор производится согласно расписанию, правильно. Задержек, остановок и тому подобных препятствий железнодорожные поезда еще не встречали».

Век обновления

Здание вокзала было двухэтажным, однако за счет башенных пристроек выглядело выше, чем на самом деле. Центральный вход украшали полуколонны, балкон, лепнина на стенах и карнизах. Тут же находился парадный подъезд для конных повозок. Тогда вокзал вмещал помещения специального назначения, в том числе кабинеты дежурного по станции и начальника станции, и квартиры служащих. Здание было просторным и светлым, благодаря большим окнам и керосиновым фонарям, которые зажигали вечером.

Первоначальный вид вокзала ст. Оренбург

Железная дорога жила и развивалась, паровозное депо пополнялось новой техникой, возрастало количество вагонов. К 1893 году число перевезенных пассажиров удвоилось. В это же время Оренбургская дорога вошла в состав Самаро-Златоустовской. Вокзалу необходимо было расширяться, и в 1902 году началась его первая реконструкция. К зданию с обеих сторон были пристроены двух- и трехэтажные крылья.

В период с 1912 по 1916 годы работы продолжились – с обеих сторон были возведены двухэтажные строения, а с южной – одноэтажное, с крышей в виде купола. Судя по сохранившимся сведениям, это был специальный зал ожидания для духовенства. В северной части вокзала расположились служебные кабинеты, над ними, на втором этаже, находились службы телеграфа.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 1928 год

В таком виде здание просуществовало до 1936 года, когда по всей его длине был надстроен третий этаж. Полноценных камер хранения на вокзале долгое время не было. Багаж пассажиры могли сдать в передвижную камеру, которая находилась в специально приспособленных вагонах. Они стояли довольно далеко от здания, поэтому багаж туда доставляли на мотороллере. Реконструкция помогла изменить ситуацию: вокзал наконец-то обзавелся собственной камерой хранения. Удивительны и комнаты матери и ребенка. В то время они занимали гораздо больше места, поскольку демографическая ситуация в стране была иной: многодетные семьи были не исключением, а правилом. Персонал составляли женщины в белых халатах. В такой униформе ходили все: и медицинские работники, и дежурные по комнатам. Помещения были украшены барельефами с «детской» тематикой.

Спустя тридцать лет снова началась реконструкция: в 1968 году в северном крыле были обновлены служебные помещения, закончилось строительство кассового зала. Для выхода на перрон ко второму и третьему путям был проложен подземный тоннель, а в подвальной части вокзала построили автоматическую камеру хранения для ручной клади.

Железнодорожный вокзал Оренбурга

В 2000 году на привокзальной площади было возведено еще одно здание, по масштабам сопоставимое со старым вокзалом. Здесь расположились кассовые залы со служебными помещениями. На первом этаже продавали билеты на пригородные поезда, а на втором – на поезда дальнего и местного сообщения.

В 2003 году оренбургский вокзал обрел новое, или правильнее сказать, прежнее лицо. К празднованию 260-летия города было решено восстановить первозданный внешний вид здания. Перед строителями была поставлена задача – вернуть фасаду былое великолепие, а также заменить кровлю. Заменили старые оконные деревянные рамы и двери на современные изделия из пластика и металла, выполненные в точном соответствии с архитектурным стилем здания.

Даже после замены деревянных перекрытий железобетонными и внутренней перепланировки вокзал внешне остался таким же, каким был больше века назад. Более того, мастерам удалось по чертежам и фотографиям восстановить утраченные в советское время элементы художественной отделки. На обновлённом фронтоне сохранено изображение старой эмблемы МПС, в которую входят скрещенные топор и… якорь. Эта эмблема использовалась Главным Управлением путей сообщения Российской империи, которое координировало работу всех речных и морских судоходных путей (отсюда якорь), а также отвечало за мосты (потому и топор, символизировавший инженерную мысль). Эмблема получила довольно широкое распространение, и вскоре появилась на общем флаге МПС, став официальным символом отрасли, а после – отличительным знаком казённых железных дорог.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 2016 год. Фото: Андрей Липовцев

Комфорт и эстетика

После восстановления исторического облика фасада строители еще три года вели интенсивную работу по внутренней перестройке вокзала. Пожалуй, строительные работы 2004–2007 годов стали наиболее масштабными из тех, что видел вокзал. Были полностью заменены внутренние перекрытия и коммуникации.

Оренбургский вокзал открылся после реконструкции 25 января 2007 года. Гостей тогда поразили великолепная отделка стен и полов, яркие люстры и сводчатые потолки, за которыми, скрывалась система кондиционирования. На первом этаже располагался кафе-бар, зал ожидания с буфетами, сервис-центр «Оренбуржье». Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями были оборудованы специальные пандусы и лифты.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 2016 год. Фото: Андрей Липовцев

В настоящее время вокзал Оренбурга – это современный комплекс площадью 4 тыс. кв. м, который в официальном «рейтинге вокзалов» относится к 1 классу. Пассажирам здесь готовы предложить все необходимые услуги.

Отдохнуть в ожидании поезда можно в зоне повышенной комфортности, зале ожидания экономкласса, в небольшом помещении «Уютный уголок» и даже в номерах класса «стандарт», «эконом» или в хостеле. Пассажиры с детьми, наверняка, оценят наличие игровой комнаты и пеленальной для самых маленьких. Путешественники с большим багажом могут обратиться за переносом ручной клади и ее взвешиванием. Также предусмотрены объявления по громкой связи, доставка мелкой корреспонденции, копирование документов, вызов такси, настольные игры и многое другое. Вокзал развивается в русле последних тенденций в обслуживании, согласно которым российские вокзалы из помещений для ожидания поезда и транзита превращаются в удобную для человека среду пребывания, где можно получить все необходимое.

Особое внимание на вокзале уделяется безопасности. С помощью камер слежения железнодорожники могут получать полную информацию о происходящем на вокзале, в залах ожидания, кассах, багажных отделениях и на прилегающих территориях. В конце 2011 года появились рамки-металлодетекторы.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 2016 год. Фото: Андрей Липовцев

Крыша здания имеет архитектурные особенности с перепадами высот различной конфигурации. Поэтому в 2016 году при подготовке к зимнему сезону на вокзале усовершенствовали защиту от снегопадов и наледи, установив систему антиобледенения и водостоков. Очищение от снега и льда происходит с помощью подогрева, который включается автоматически при низкой температуре воздуха и большом объеме осадков. В рамках программы энергосбережения внутри здания установлены теплоотражающие панели за отопительными приборами, чтобы тепло попадало в помещения вокзала в полном объеме. Выполнен ремонт фасада здания вокзала. Продолжаются работы по формированию доступной среды для всех пассажиров.

Не оставлен без внимания и внешний вид вокзала. Лампы, установленные на фасаде, в прямом смысле слова преподносят здание в выгодном свете.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 2016 год. Фото: Андрей Липовцев

Красивое здание, современная техника, мощная база – все это работает благодаря ежедневному труду людей. О повышении уровня обслуживания пассажиров заботится весь коллектив.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 2016 год. Фото: Андрей Липовцев

Вокзал в цифрах

Год ввода в эксплуатацию – 1877.

Количество пар пассажирских поездов в сутки, которые прибывают и отправляются с вокзала в зимний период, – 12, в летний период – 14. В пригородном сообщении – 11 пар поездов.

В среднем в сутки пассажиропоток в дальнем следовании составляет более 1 тыс. пассажиров, в пригородном сообщении – более 300.

Вместимость вокзала составляет 800 человек для дальнего сообщения.

На вокзале расположено 14 окон билетных касс для реализации проездных документов на поезда дальнего и местного сообщения. 5 касс пригородного сообщения размещены в отдельном здании.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 2016 год. Фото: Андрей Липовцев

Известные пассажиры

Стены здания вокзала Оренбург помнят многое, в том числе именитых путешественников. Здесь побывали и царственные особы, и видные политические деятели, и известные писатели.

Существуют, например, документальные свидетельства того, что одним из первых пассажиров, который посетил вокзал, был Лев Николаевич Толстой. Николай Прянишников в своей книге «Писатели-классики об Оренбургском крае» приводит любопытные данные. Из переписки с женой известно, что путешествующий по России граф собирался сначала сделать остановку в Бузулукском уезде, чтобы посетить свое имение в шестидесяти верстах от села Богатое, а уже после намеревался продолжить поездку в Оренбург. Но он не был уверен, что «чугунка» уже готова, и допускал, что придется ехать на лошадях. Однако 7 сентября 1876 года писатель телеграфировал жене из Самары, что ему «устроили билет по железной дороге на Оренбург», и он «едет нынче». Получается, что Толстой воспользовался железной дорогой и посмотрел на вокзал еще до официального открытия.

Кроме того, на вокзале бывал и цесаревич Николай Александрович, когда он в 1891 году знакомился с Российской империей перед восшествием на престол. В советское время здесь выступал Михаил Иванович Калинин. Отсюда отправлялись в путешествие Климент Ефремович Ворошилов, писатель и депутат Верховного Совета Александр Александрович Фадеев. По вокзалу прошел и Юрий Алексеевич Гагарин, выпускник Оренбургского училища летчиков, когда отправлялся к месту службы. Здесь неоднократно бывал и Виктор Степанович Черномырдин, уроженец Оренбургской области.

Как и 140 лет назад, Оренбург является крупным транспортным перекрестком. Здесь сходятся дороги, идущие из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Орска, Ташкента и Бишкека. Здесь граничат Европа и Азия. Здесь встречаются и провожают друг друга люди.

Железнодорожный вокзал Оренбурга 2016 год. Фото: Андрей Липовцев

Архивные снимки предоставлены музеем истории ЮУЖД
Автор современных фотографий – Андрей Липовцев
Сведения из истории получены на основе книги-альбома
«Оренбургская магистраль» (2007 год)

 

comments powered by HyperComments