7 октября в рамках XVI фестиваля «Дни Японии в Оренбурге» состоялся бизнес-семинар «Кайдзен качества медицинских услуг».
Такие мероприятия ежегодно организуются по инициативе Японского информационного центра Оренбургского государственного университета. Уже второй раз площадкой для его проведения стала городская клиническая больница им. Н. И. Пирогова. На семинар собрались руководители различных медицинских учреждений Оренбуржья и их подразделений, а также сотрудники ОГУ. Главврач больницы им. Н. И. Пирогова Андрей Карпец сообщил, что он прошел стажировку в Японии и является большим поклонником японских подходов в организации здравоохранения. Он отметил, что задачи, которые ставятся перед врачами на федеральном и региональном уровнях, тесно пересекаются с такими понятиями, как бережливое производство, система «5S», кайдзен.
На открытии семинара выступили ректор ОГУ Жанна Ермакова, и.о. министра здравоохранения Оренбургской области Татьяна Савинова, и.о. заместителя министра культуры и внешних связей Оренбургской области Александр Калинин, директор Японского центра по развитию торгово-экономических связей в Нижнем Новгороде Ютака Кунигида.
Жанна Ермакова отметила, что ОГУ видит свою задачу в том, чтобы привлекать внимание профессионалов из разных сфер деятельности к передовому опыту Японии в организации труда, к культуре островного государства. Она поблагодарила Японский центр по развитию торгово-экономических связей в Нижнем Новгороде за то, что все инициативы университета поддерживаются.
Татьяна Савинова рассказала, что заинтересовалась кайдзен еще 10 лет назад.
— Мы больше сосредоточены на реализации бережливого производства в поликлинических услугах, а сегодня есть возможность послушать, как применить его в неотложной медицинской помощи, где очень многое нужно совершенствовать, — подчеркнула и.о. министра. — Для нас важно не копировать японский опыт — это очень трудно, а вдохновиться, — добавила она.
Ютака Кунигида представил лектора Томохиро Фунабики — действующего врача, заведующего отделением скорой и неотложной медицинской помощи больницы Сайсэйкай Йокогама-си Тобу, внештатного лектора кафедры скорой и неотложной хирургии университета Симанэ.
Томохиро Фунабики на примере своей страны рассказал о применении цифровых данных (электронных картах пациента), совершенствовании медицинского оборудования и необходимости постоянного обучения персонала, в том числе в области диагностической визуализации.
По опыту Японии переход на электронные карты сопряжен с рядом рисков. В островном государстве часты тайфуны, а это приводит, в частности, к отключению электричества на несколько дней и даже недель. Поэтому электронные карты пациентов больниц рационально хранить в облаке, куда можно получить доступ из другого, не пострадавшего от стихийного бедствия, региона. Но при облачном хранении требуется постоянное совершенствование защиты персональных данных и надежности самой системы.
Томохиро Фунабики также подробно рассказал о группах быстрого реагирования, сформированных из врачей и медсестер во всех больницах страны, которые по первому сигналу прибывают на место чрезвычайных ситуаций, чтобы оказать помощь пострадавшим.
Он сообщил о прогрессе в области медицинского оборудования в Японии, в частности, операционного — для проведения лапаротомии и лапароскопии, диагностического – МРТ, КТ, а также о робот-ассистированной хирургической системе Да Винчи. Большая часть его лекции была посвящена правильной диагностике болезни, от которой зависит эффективность лечения. Лектор затронул проблему прочтения данных исследований при отсутствии радиологов в выходные и праздничные дни, подчеркнув необходимость обучения этому специалистов другого профиля и дистанционной диагностической визуализации. Томохиро Фунабики сообщил о деятельности Исследовательского общества DIRECT, которое, в частности, проводит обучающие семинары для радиологов, врачей скорой и неотложной помощи, хирургов, среднего медицинского персонала, инженеров медицинской радиологии. Оренбургские врачи задали гостю много вопросов, оказалось, медицинские работники двух стран сталкиваются с похожими проблемами.