Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия в сфере регулирования отношений по предоставлению коммунальных гражданам, определило в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. 23.05.2006 № 307, порядок изменения размера платы за отопление при снижении температуры воздуха в жилом помещении.
Под показателем качества коммунальных услуг по отоплению считается температура воздуха в жилых помещениях не ниже +18 С (в угловых комнатах — +20 С). Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (с 00.00 до 05.00) составляет не более 3 С, допустимое превышение нормативной температуры – не более 4 С.
При снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений вышеуказанными Правилами предусмотрен порядок изменения (снижения) размера ежемесячной платы за отопление (за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно за расчетный период):
— на 0,15% от размера платы, определенной, исходя из показаний приборов учета, за каждый градус отклонения температуры;
— на 0,15% от размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.
Установленный порядок изменения размера платы не отменяет оплату за отопление собственником жилого помещения, но определяет условия её изменения.
Правилами предусмотрены следующие действия потребителя в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества:
— в первую очередь уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную в информации для потребителей, в письменной или в устной форме (в т.ч. по телефону). Сообщение подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. Потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания и сведения об оказании коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю фамилию, имя отчество лица, принявшего заявку, регистрационный номер заявки и время её приема. Если сотруднику известны причины оказания услуг ненадлежащего качества, он обязан об этом сообщить потребителю и сделать об этом отметку в журнале регистраций;
— если сотруднику неизвестны причины, он обязан согласовать с потребителем время и дату проверки качества оказываемой услуги. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем или его представителем и представителем исполнителя;
— в случае возникновения спора относительно качества коммунальной услуги потребителем и представителем исполнителя согласовывается новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки составляется акт, который подписывается потребителем и представителем исполнителя и может быть подписан представителями государственной жилищной инспекции и общественной организации;
— в акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставления услуг ненадлежащего качества. Датой начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: время подачи потребителем заявки в аварийно-диспетчерскую службу, либо время, указанное в акте, либо время, зафиксированное приборами учета в случае фиксации ими услуг ненадлежащего качества.
Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном законодательством и договором. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков либо с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного прибором;
— в случае причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя предоставлением услуг ненадлежащего качества составляется акт в 2-х экземплярах и подписывается уполномоченным представителем исполнителя не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу.
Согласно п.5. ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и получении жалобы (заявления, претензии) от потребителя исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней известить потребителя о последующем её решении либо об отказе с указанием его причин.
При необоснованном отклонении претензии (по мнению потребителя) либо при неполучении ответа потребитель имеет право обратиться с заявлением в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области, в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, в органы местного самоуправления, в общественные объединения потребителей в зависимости от существа вопроса и полномочий органов, организаций.
Более того, потребители имеют право на судебную защиту своих прав.
Подробную информацию о полномочиях Управления Роспотребнадзора при рассмотрении обращений потребителей на жилищно-коммунальные услуги можно получить по тел.: 99-69-54, 99-58-61, 76-92-11, 31-72-10.