Многие предприниматели насторожено следят за экономическими новостями из еврозоны и уже размышляют над тем, что делать, если кризис докатится до России. Точного сценария развития событий сегодня не знает никто, однако ряд универсальных рекомендаций могут позволить вашему бизнесу не только войти в зону «турбулентности» подготовленным, но и относительно благополучно пройти весь этот нелегкий период, рассказывает наш эксперт, директор БКС Премьер в Оренбурге Альбина Барашкина.
Во-первых, необходимо пересмотреть приоритеты. Если, к примеру, вы планировали выход на новый рынок или расширение штата, стоит тщательно взвесить эти решения и понять, какие могут быть последствия в случае реализации самого негативного сценария. Если у вашей компании нет достаточно резервов или имеется высокая долговая нагрузка, с такими решениями, безусловно, следует подождать. Также в текущий период опасно инвестировать в развитие основных фондов компании (например, покупать станки для наращивания производственных мощностей), не имея четких представлений о том, как расширить сбыт. Средства лучше направить на улучшение клиентского сервиса и сектор продаж, ведь, возможно, в скором времени вам предстоит конкурировать не просто за долю рынка, а буквально за каждого клиента.
Во-вторых, нужно контролировать и максимально возможно снижать долговую нагрузку. Задолженность по кредитам в кризисный период может стать для вашего бизнеса тем самым «камнем», который утянул «на дно» не одну компанию в прошлые кризисы. Помните поговорку: «Банк дает зонтик, когда светит солнце, а отнимает, когда идет дождь».
В-третьих, нельзя забывать о коммуникациях. В условиях, когда среди сотрудников гуляют слухи о возможных сокращениях, поставщики опасаются не получить своевременную оплату, а инвесторы боятся потери вложений, эффективному менеджеру чрезвычайно важно открыто говорить со всеми заинтересованными сторонами, стараясь вселить в коллег, партнеров и инвесторов уверенность и оптимизм. Постарайтесь собрать вокруг себя команду единомышленников – так управлять судном в бушующем море кризиса будет легче.
И, наконец, в-четвертых, распределяя заработную плату и премии среди сотрудников, не прибегайте к уравнительному принципу. Помните: лучших работников следует вознаграждать даже в условиях кризиса. В противном случае их легко переманят конкуренты. Если рабочих мест в кризис становится меньше, то спрос на высокоэффективных специалистов, как правило, наоборот, растет.
В конечном счете, ваши позиции на рынке после кризиса будут во многом зависеть от того, насколько грамотно вы действуете сегодня.