Большая часть информации об окружающем мире поступает в мозг человека с помощью органов зрения. Плохо видящий человек становится неспособным ко многим видам деятельности, испытывает затруднения в работе и учебе. Поэтому необходимо с раннего возраста стремиться сохранить и улучшить зрение ребенка.
Соблюдение гигиенических условий работы – очень важный фактор в любом возрасте, но особенно в детском возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради.
Это, прежде всего, правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка. Место для занятий должно быть светлое, у окна. Ставить стол следует так, чтобы естественный свет падал с левой стороны от ребенка. Для предупреждения длительного действия яркого, слепящего солнечного света, который неблагоприятно сказывается на состоянии зрительных функций, светопроемы необходимо оборудовать регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств рекомендуется использовать вертикально направленные жалюзи. Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Можно использовать тканевые шторы светлых тонов, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Дефицит света существенным образом влияет на формирование и прогрессирование близорукости, поэтому на подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Очистку и мытье оконных стекол необходимо производить не реже 2 раза в год.
При недостаточности естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение. Освещение наиболее благоприятно влияет на зрительные функции, когда оно равномерно рассеянно и отсутствует блескость на рабочих местах. Для этого обеспечения этого условия на источнике искусственного света должна быть установлена рассеивающая светозащитная арматура. Рекомендуется преимущественно люминисцентное освещение с использованием ламп типа ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания. Не следует использовать одновременно в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Наряду с общим освещением помещения можно использовать местное освещение рабочего места — настольную лампу с непрозрачным плафоном. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна составлять при использовании люминесцентных ламп не менее 300 люкс, при использовании ламп накаливания не менее 150 люкс.
Особенности внутренней отделки помещений существенно влияют на зрительную обстановку. Для отделки поверхностей интерьера учебных помещений следует использовать отделочные материалы и краски светлых тонов, создающие матовую поверхность. Рекомендуются следующие цвета красок: для стен – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для дверей, оконных рам – белый; для мебели (столы, парты, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый. Такая окраска при одной и той же мощности источников света намного повышает уровень освещенности помещения и уже этим оказывает положительное влияние на зрительные функции и работоспособность.
Обязательным условием для сохранения нормального зрения является обеспечение ребенка удобным рабочим местом за столом в соответствии с его ростом и возрастом. Для обеспечения хороших условий для зрительного восприятия расстояние от глаз до поверхности стола должно быть в среднем не менее чем 31 сантиметр – это примерно длина руки ребенка от локтя до кончиков вытянутых пальцев. Книгу во время чтения лучше размещать на столе с использованием подставки, установленной под углом в 45 градусов к горизонтали. Расстояние от головы школьника 8-9 лет до текста, расположенного на подставке, в среднем должно составлять 24,4 см.; в возрасте 11-12 лет – 29 см.; лишь в более старшем возрасте расстояние до книги при чтении становится больше и достигает 30-35 см. Не рекомендуется читать и играть лежа.
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время занятий, поэтому важно соблюдать длительность их проведения. Общая продолжительность занятий в течение дня для детей 4-5 лет не должна превышать 40 минут, 6-7 лет – 1 часа. Рекомендуется это время делить на 2-3 занятия и проводить их преимущественно в первой половине дня. В середине каждого занятия делают физкультминутку. Взрослые должны своевременно переключать детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности.
Домашние занятия учащихся должны продолжаться в пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 часа, во 2 классе – до 1,5 часов, в 3-4 классах – до 2 часов, в 7 классе – до 3 часов, в 8-11 классах – до 4 часов. При этом через первые 40-45 минут занятий делается перерыв не менее 10-ти минут, в последующем – 20-ти минутные перерывы. В перерывы надо предложить детям подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Полезно также 1 минуту спокойно посидеть с закрытыми глазами, откинувшись на спинку стула. Перерывы необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю длительностью 10-15 минут. Оптимальное количество занятий с использованием персональной электронно-вычислительной техники в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, в 5-8 классах – 2 урока, в 9-11 классах – 3 урока. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать: для обучающихся в 1-4 классах – 15 минут., в 5-7 классах – 20 минут., в 8-9 классах – 25 минут., в 10-11 классах на первом часу учебных занятий 30 мин., на втором – 20 минут. В период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью для детей младшего школьного возраста до 10 мин., для детей среднего и старшего школьного возраста – до 15 мин. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.
Детям вредно долго смотреть телепередачи. Для дошкольников достаточно специальных детских программ длительностью до 30 минут не чаще 2 раз в день. Оптимальное расстояние от экрана 2,0-5,5 метра. Дети должны сидеть прямо перед экраном. Комната в это время должна быть освещена естественным светом или общим искусственным.
Очень плохо влияет на зрение чтение в движущемся транспорте. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.
В комплексе мер по предупреждению и приостановлению близорукости определяющую роль играет физическая культура. Детям с близорукостью полезны общеукрепляющие упражнения, способствующие активации функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укреплению мышечно-связочного аппарата.
Существенное значение имеет и питание, которое должно быть сбалансированным по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов.
Одной из частых поражений глаз у детей является травма. Очень опасно играть с острыми предметами. В качестве игрушек недопустимо использовать изделия из бьющегося материала. Родителям нужно научить детей пользоваться острыми предметами (ножницами, иглами, заточенными карандашами). На уроках труда приучать к соблюдению безопасности при столярных и слесарных работах. Дети должны работать в защитных очках. Надо всегда помнить о возможности получения детьми ожогов глаз, поэтому едкие вещества и порошки надо хранить в недоступных для них местах.
Нередко у детей возникают заболевания глаз. Они могут протекать или незаметно, или с болями, покраснением тканей, отеком, светобоязнью. Многие болезни глаз можно предотвратить. Важно следить за тем, чтобы дети не терли глаза и соблюдали правила личной гигиены. Необходимо часто мыть руки с мылом, менять личные полотенца индивидуального пользования, наволочки, носовые платки.