Александр Вешняков: в свободном и демократическом обществе избирательные «черные технологии» просто не будут работать
Председатель Центральной избирательной комиссии России Александр Вешняков в интервью Орен.Ру прокомментировал положения законодательства, касающиеся проведения выборов в представительные органы власти на федеральном и региональном уровнях
— Александр Альбертович, выборы депутатов Госдумы следующего созыва, как известно, будут проводиться только по партийным спискам. Не планируется ли в будущем переход к формированию региональных парламентов по таким же правилам?
— Сейчас федеральный закон требует избрания по пропорциональной системе не менее половины от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или одной из его палат. То есть у регионального законодателя есть право принять решение об избрании на основе пропорциональной системы всех депутатов указанного органа. На сегодня это сделано только в Санкт-Петербурге. Что касается перехода на полностью пропорциональную систему формирования всех региональных парламентов, то на данном этапе говорить об этом, на мой взгляд, преждевременно.
Между тем хотелось бы отметить, что закон субъекта РФ, предусматривающий формирование законодательного (представительного) органа государственной власти целиком по пропорциональной системе, обязательно должен содержать механизмы, которые обеспечивают реализацию пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами партий. Может быть, к примеру, установлен механизм, аналогичный закрепленному в федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», когда гражданин обращается к региональному отделению политической партии с просьбой включить его в список кандидатов.
— Каково Ваше отношение к использованию пропорциональной избирательной системы при формировании представительных органов муниципальных образований?
— Пропорциональная избирательная система может применяться и на муниципальных выборах. Конечно, если для этого в данном муниципальном образовании есть реальные предпосылки: активно действуют региональные и местные отделения политических партий, которые узнаваемы избирателями и имеют свое лицо.
Сейчас внесены дополнения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому в законах субъектов Федерации должна быть заложена многовариантность видов избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов в том или ином субъекте Федерации. Конкретная же избирательная система, которая будет применяться при проведении выборов в муниципальном образовании, определяется в уставе этого образования.
Если политические партии реально работают в муниципальном образовании, они могут повлиять и на закрепление в уставе именно пропорциональной системы.
— Как Вы относитесь к идее ввести систему открытых списков при выборах депутатов Госдумы? Известно, что эта система принята в ряде демократических стран.
— Такие предложения при рассмотрении проекта федерального закона о выборах высказывали, среди прочих, и некоторые депутаты Госдумы. Вместе с тем, полагаю, что в настоящее время рано говорить о введении таких списков на федеральном уровне. По существу предусмотренное в новом федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» требование о разделении федеральных списков не менее чем на 100 групп также во многом «открывает» федеральные списки.
Вместе с тем в некоторых субъектах РФ открытые списки применяются, хотя практика пока небогата. Думается, что было бы желательно более тщательно опробовать избирательную систему открытых списков на региональных и муниципальных выборах, а затем уже обсуждать вопрос о введении такой системы на федеральных выборах.
— Переход к единым дням голосования приведет к продлению или сокращению сроков полномочий депутатов. Но ведь их избирали на конкретный срок полномочий. Нет ли здесь нарушения?
— На наш взгляд, никаких нарушений нет, ведь речь не идет об изменении срока полномочий, установленного Конституцией, уставом субъекта РФ, уставом муниципального образования. В данном случае будет иметь место однократное продление срока полномочий органов или депутатов, именно продление, поскольку правила перехода к единому дню голосования не предусматривают сокращения сроков полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Полномочия будут продлеваться в строго установленных федеральным законом случаях. Для этих случаев предусмотрено исключение из общего правила, допускающее изменение срока полномочий действующих органов или депутатов только в течение переходного периода и не более чем на несколько месяцев. В то же время при сохранении сроков полномочий мы бы не смогли перейти на единую дату голосования.
По-моему, ситуация, когда в регионе в течение года четыре раза проводятся выборы и в результате низкой явки органы местного самоуправления или депутаты не избираются, гораздо более опасна, чем разовое продление срока полномочий избираемого органа.
— Как будет определяться, с учетом концепции единых дней голосования, дата выборов органа государственной власти субъекта РФ в случае досрочного прекращения его полномочий?
— При разработке концепции единых дней голосования вопрос об определении дня досрочных выборов был одним из самых сложных. В результате в законе его удалось решить следующим образом: досрочные выборы органа государственной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий. При этом досрочные выборы не обязательно должны быть проведены во второе воскресенье марта, но в этом случае срок, на который будет избираться орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, должен устанавливаться таким образом, чтобы следующие выборы соответствующего органа проводились во второе воскресенье марта.
— Как сегодня регулируется законодательством «порог явки» избирателей, необходимый для признания состоявшимися выборов на федеральном и региональным уровнях?
— Ответ на этот вопрос зависит от вида и уровня выборов. Самые высокие требования предъявляются к выборам президента РФ: они признаются состоявшимися при участии в них не менее половины избирателей, включенных в списки. «Порог явки» на выборах депутатов Госдумы составляет 25 процентов. Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 20 процентов избирателей, внесенных в списки, причем для выборов в органы государственной власти субъектов РФ этот процент может быть повышен законом конкретного субъекта. Также этим законом может быть предусмотрено, что на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления «порог явки» не устанавливается вообще: выборы считаются состоявшимися при любом числе избирателей, принявших в них участие. То есть у регионального законодателя был выбор: либо устанавливать «порог явки» на выборах этого вида в 20 процентов, либо не устанавливать его вообще. Последние изменения в федеральном законодательстве предусматривают еще один вариант для законодателя: процент, при котором выборы депутатов представительных органов местного самоуправления признаются состоявшимися, может быть снижен, например, до 10-15 процентов.
— Может ли сейчас местное отделение партии выдвигать кандидатов в органы местного самоуправления?
— Да, статья 36 федерального закона «О политических партиях» дополнена положениями, в соответствии с которыми местное отделение политической партии, в том числе не зарегистрированное в качестве юридического лица, вправе выдвигать кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, если такое право предоставлено ему уставом политической партии.
— А возможно ли сохранение избирательных блоков в региональном законодательстве в качестве дополнительной гарантии избирательных прав?
— Согласно последней редакции федерального закона об основных гарантиях выдвижение кандидатов, списков кандидатов может осуществляться только двумя путями: либо путем самовыдвижения, либо путем выдвижения избирательным объединением. Никаких иных субъектов права выдвижения закон не предусматривает. Существует общее правило, согласно которому законы о выборах, действующие в РФ, не могут противоречить федеральному закону об основных гарантиях. Нормы регионального избирательного законодательства, конечно, могут развивать положения этого федерального закона, но ни в коем случае не устанавливать новые правила и не расширять предусмотренный им круг участников избирательного процесса. Таким образом, поскольку избирательные блоки исключены федеральным законом из субъектов избирательного процесса, сохранение этого института в региональном избирательном законодательстве невозможно.
— Александр Альбертович, некоторые усматривают определенное противоречие в том, что президент России не может занимать свой пост более двух сроков подряд, а губернаторы и мэры городов могут.
— Есть очень большая разница между главой государства и высшим должностным лицом субъекта РФ, а также главой муниципального образования. В первом случае речь идет о лице, которое обладает значительным объемом властных полномочий в масштабе всей страны, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию в международных отношениях. В свою очередь, главы соответствующих внутригосударственных территориальных единиц находятся, образно говоря, в иной весовой категории: там иные прерогативы властных органов и иная их ответственность перед населением. Поэтому и требования предъявляются другие, не такие высокие, как к главе государства.
Кстати, законодательство многих стран тоже ограничивает количество сроков полномочий только президента, не затрагивая должностных лиц административно-территориальных единиц.
Хотел бы заметить также, что согласно федеральному законодательству установление ограничения для мэров не является обязательным. В то же время никто не запрещает закрепить его либо в законе субъекта Федерации, либо в уставе муниципального образования (пункт 6 статьи 4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
— Какие, на ваш взгляд, существуют эффективные способы борьбы с черными технологиями на выборах, учитывая опыт разных государств?
— Пока, к сожалению, в мире нет ни одного государства, где выборы проходили бы идеально или избирательная система была совершенной. Те или иные негативные явления есть во всех государствах. И, конечно, в большинстве стран с такими явлениями и с «черными технологиями» стараются бороться.
Самый действенный способ — это повышение правовой культуры населения и развитие институтов гражданского общества. Именно поэтому во всем мире, и Россия здесь не исключение, в качестве приоритетной задачи ставят развитие свободного и демократического общества, в котором «черные технологии» просто не будут работать.
Кроме того, обнаруживая пробелы или недоработки в законодательстве, во всем мире стараются их исправить.
Отдельным направлением такой борьбы можно назвать технические новинки, например, системы электронного голосования, которые сейчас стремительно развиваются во многих демократических странах, в том числе и у нас, в России.
При этом хотел бы отметить, что ЦИК России поддерживает постоянный контакт с избирательными органами многих зарубежных государств. Мы обмениваемся опытом, наблюдаем за выборами, изучаем законодательство друг друга. Такая работа помогает совместными усилиями делать выборы более справедливыми и прозрачными.