«Альфа-групп» работает над созданием digital-банка, который будет специализироваться на дистанционном обслуживании клиентов, сообщили 2 розничных банкира и 2 человека, близких к «Альфа-групп».
Как отмечают 2 собеседника, обсуждалась в частности модель работы на лицензии Альфа-банка. В итоге было принято решение, что банк будет работать по отдельной лицензии и принадлежать не Альфа-банку, а компании группы, отмечает близкий к ней человек.
«Создание самостоятельного digital-банка обсуждается в качестве возможности стратегического развития группы на рынке современных банковских технологий», – рассказал представитель «Альфа-групп», отказавшись обсуждать подробности.
Альфа-банк не будет делиться клиентской базой с новым банком, а будет для него конкурентом, это отдельный рыночный проект, сообщает человек, близкий к группе. Как он отмечает, на рынке появляются модели [работы], которые дают удобство дистанционного обслуживания и при этом не несут затрат, каких требуют классические банки. Такая модель не подойдет всем клиентам Альфа-банка, однако часть людей будет переходить на дистанционное обслуживание и группа хочет, чтобы у нее было что им предложить, рассказал он.
Поиски руководителя проекта на финишной стадии, уточнил он. Примерно месяц назад «Альфа» активно искала людей для этого проекта, сообщает розничный банкир.
Новый банк «Альфы» не будет копией уже существующих, уточнил близкий к группе собеседник. Самый крупный из них – «Тинькофф банк» Олега Тинькова (создан в 2006 г.). Другие известные онлайн-банки – Рокетбанк, купленный «ФК Открытие», и Touch Bank «ОТП банка». Чистая прибыль TCS Group (объединяет «Тинькофф банк» и «Тинькофф страхование») за полгода составила 7,6 млрд руб., убыток Touch Bank составил 828 млн руб. (пересчитано в рубли из венгерских форинтов). В прошлом году убыток Рокетбанка составил 234 млн руб., сказано в отчетности «ФК Открытие» по МСФО (более свежих данных нет).
Рынок уже сформировался, приток новых клиентов довольно ограниченный и соответственно расти можно, разве что отвоевывая долю у конкурентов, полагает аналитик Fitch Александр Данилов. Из-за этого плюсы создания отдельного онлайн-банка неочевидны, отмечает он: это дополнительные расходы и потенциально создание внутреннего конкурента Альфа-банку. «Как мне кажется, привлекать новую аудиторию можно было бы и под брендом «Альфы», предлагая новые продукты и добавляя сервисы к его уже и так довольно хорошему интернет-банку», – добавил Данилов.
Создание digital-банка внутри «Альфа-групп» – это правильная история, отмечает управляющий директор Touch Bank Андрей Козляр, однако для «Альфы» запуск собственной цифровой платформы в этом году – это «невероятно поздно, особенно учитывая их продвинутость и массу экспериментов недавно закрытой «Альфа-лаборатории». Она, несмотря на все свои разработки, не смогла обеспечить применимость этих инноваций к потребностям офлайнового банка, полагает Козляр. Как он сообщает, «рынок digital в России не такой резиновый, как это может показаться <…> но в любом случае конкуренция в digital – это всегда хорошо и правильно, ведь у клиента должен быть выбор». По сути, на рынке мало игроков, которые специализируются только на онлайн-банкинге, на ум приходит от силы 2–3 имени, рассказывает топ-менеджер банка из первой двадцатки.
Digital-банк – это уже далеко не инновация, а часть стандартного банковского функционала, который на протяжении 2–3 лет будет внедрен у всех серьезных игроков розничного финансового рынка, сообщает зампред правления Газпромбанка Олег Ваксман (его банк запустил ГПБ-digital – инкубатор и акселератор стартапов в разных digital-сферах). Как он отмечает, рынок финансовых онлайн-услуг уже достаточно насыщен и конкуренция большая, в целом российский didgital-рынок – один из самых развитых во всем мире.
Представитель «Тинькофф банка» не ответил на запрос.