60 лет назад на Южно-Уральской магистрали – филиале ОАО «РЖД» начал курсировать первый электропоезд.
Первый электропоезд отправился из Челябинска до станции Полетаево в ноябре 1948 года. Его провели машинисты Н. Цаплин и П. Саинский.
В составе первого электропоезда было шесть вагонов. Поездная бригада состояла из машиниста с двумя помощниками, начальника поезда, двух кондукторов и кассира. Время в пути до станции Полетаево составляло 70 минут – вдвое больше, чем сегодня. За первый год работы электропоезд перевез 2 тысячи человек. До 1955 года направление Челябинск-Полетаево было единственным, по которому ходили электропоезда.
Как только на ЮУЖД поступили первые электросекции, паровозные машинисты из челябинского и златоустовского локомотивных депо начали переквалифицироваться на машинистов электровозов. Много лет водил электропоезда и был машинистом-инструктором колонны Виктор Павлович Авдеев, представитель старейшей династии челябинских деповчан.
Сегодня пригородный комплекс Южно-Уральской железной дороги является составной частью пассажирской транспортной инфраструктуры Челябинской, Курганской и Оренбургской областей. Наши пригородные поезда, кроме того, обращаются в Свердловской, Самарской, Саратовской областях, в Башкирии, и в Республике Казахстан. Общая протяженность полигона, на котором Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Южно-Уральской железной дороги осуществляет свою эксплуатационную и хозяйственную деятельность, составляет 4807 км. Только в пределах нашей дороги пригородные поезда обслуживают 690 остановочных пунктов, расположенных на перегонах и станциях. А это — более тысячи посадочных платформ, требующих внимания, ухода и ремонта.
Для пассажиров на ЮУЖД действуют два пригородных вокзала в областных центрах Курган и Челябинск. Последний введен в эксплуатацию год назад.
Пригородный вокзал станции Челябинск является составной частью проекта развития пригородного пассажирского сообщения на участке Челябинск – Миасс. В рамках этого проекта рассматривается модернизация всей инфраструктуры участка Челябинск – Миасс, включающая строительство вокзала на станции Чебаркуль, реконструкцию 50 пассажирских посадочных платформ, внедрение турникетных систем на 13 остановочных пунктах.
Большое внимание на ЮУЖД уделяется и подвижному составу, который 1 июля 2007 года, в соответствии с концепцией реформирования пригородного комплекса, был выделен из локомотивного хозяйства и передан в пригородную дирекцию. В этой связи 1 апреля 2008 года Дорожная пригородная дирекция была реорганизована. В ее составе в качестве самостоятельных структурных подразделений появились три моторвагонных депо. Это депо Сакмарская, подвижной состав которого обслуживает, главным образом, Оренбургскую область, депо Курган, обслуживающее Курганскую область, и моторвагонное депо Челябинск, соответственно, обслуживающее Челябинскую область.
Приписной парк Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении составляет 72 состава электропоездов, 3 рельсовых автобуса и 115 пассажирских вагонов.
Челябинскую область обслуживают 39 составов электропоездов, 15 из которых приобретены в период с 2002 по 2008 годы, в том числе в 2007 году на средства области был приобретен электропоезд «Федор Шулешко». В мае 2008 года был получен новый восьмивагонный электропоезд серии ЭД4М.
Всего с 2002 по 2008 годы на ЮУЖД появилось 27 составов электропоездов и 3 рельсовых автобуса. Все приобретенные рельсовые автобусы эксплуатируются на участке Челябинск – Аргаяш. В 2006-м году, с целью организации обращения «Городского экспресса», на участке Челябинск – Шагол, в черте города Челябинска, были построены три пассажирские платформы – о.п. 239 км, о.п.241 км, о.п. 244 км. В этом году на участке введен в эксплуатацию еще один остановочный пункт — о.п. 245 км.
В августе 2008 года Южно-Уральская дорога запустила в обращение ускоренный поезд №151/152 между двумя самыми крупными городами Челябинской области – Челябинск и Магнитогорск. До ввода в эксплуатацию этого поезда данное направление обслуживалось двумя парами пассажирских поездов, курсирующих через день, со временем нахождения в пути почти 8 часов. Сейчас пассажиры тратят на дорогу в один конец чуть более 4-х часов.
Отметим, что с января по сентябрь 2008 года пригородными поездами ЮУЖД было перевезено 17,9 миллиона человек.
Служба по связям с общественностью ЮУЖД