Об итогах развития оренбургского потребительского рынка с 2005 по 2007 годы доложил на аппаратном совещании городской администрации Алексей Широбоков — председатель комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства.
В 2005 году распоряжением Главы Оренбурга были утверждены «Основные направления развития потребительского рынка города» на три года. Комитет совместно с муниципальным учреждением «Оренбургторгсервис» сформировал реестр предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, который на 1 августа 2007 года включает в себя около 4600 объектов. В том числе: предприятия сферы торговли — 3064 (из них 32 рынка и торговых комплекса, 997 объектов мелкорозничной торговли), предприятия общественного питания – 728 (из них 108 летних кафе), более 800 предприятий бытового обслуживания населения. В сфере торговли и общественного питания города работает более 20% трудоспособного населения или свыше 60 тысяч человек.
Созданы городская и окружные межведомственные комиссии по проверке хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка. За 2005 и 2006 годы было проведено свыше 2000 проверок, в результате руководители предприятий заключили более 10 тысяч трудовых договоров с работниками, 1395 торговых объектов направлены для регистрации в торговом реестре, около 600 иностранцев направлено для оформления соответствующих документов, в бюджет города дополнительно поступило около 6 миллионов рублей. В этом году проведено уже свыше 300 проверок.
Развитие секторов потребительского рынка
В настоящее время оптовой торговлей в Оренбурге занимаются 286 оптово-посреднических предприятий, 80% из которых — мелкие, специализирующиеся на поставке продовольственных товаров ограниченного ассортимента. Это сети магазинов «Магнит», «Полушка», «Магнат», «Интерьер». Свой сегмент в рынке занял ТЦ «Метро» В оптовом секторе развивается межотраслевая интеграция. Пример этому — фирма «КомИнком», которая приобрела мясокомбинат, имеет свой хлебозавод. Большое значение при продвижении товара на рынок приобретают ярмарки, выставки-продажи, аукционы.
Городской потребительский рынок развивается быстрыми темпами с ежегодным приростом товарооборота до 28%. Объем товарооборота в городе в 2005 году составил 37,3 млрд. рублей с ростом к 2004 году на 27,6%, в 2006 году – 14,75, в первом полугодии 2007-го — 13,2%.
Выросла сеть розничных предприятий. В 2006 году открыто 82 новых предприятия торговли, в первом полугодии 2007-го — 35 объектов. В городе открываются узкоспециализированные магазины, развивается фирменная торговля, увеличивается количество предприятий торговли, применяющих современные формы и методы обслуживания. В Оренбурге функционирует более 30 торговых сетей, включающих в себя 150 предприятий. К наиболее крупным относятся: «Евростиль», «Интерьер», «Офелия», «Фаренгейт» и т. п. Меняют свой облик уже существующие магазины, расширяют свою торговую площадь «ТД «Восход», ТС «Центр» и т. д.
Для настоящего этапа развития потребительского рынка характерно увеличение розничной продажи и потребления товаров местных товаропроизводителей. Если вначале в магазинах города местных товаров в ассортименте было 9-10%, то на сегодняшний момент — от 25% до 40%. Торговая сеть Оренбурга полностью обеспечена хлебобулочными изделиями, в достаточном количестве прохладительными напитками, птицеводческой продукцией, мясопродуктами, крупами, мороженым. Огромным подспорьем для оренбургских фермеров и владельцев частных подворий являются еженедельные сельскохозяйственные ярмарки.
Оренбург становится все более привлекательным для российских и зарубежных компаний, готовых развивать свой бизнес на его территории. В 2005 году начато строительство многофункционального торгово-гостиничного, водно-спортивного комплекса на Нежинском шоссе, рассматривается вопрос о строительстве гипермаркета в Зауральной части города. В первом квартале 2008 года будет открыт ТРЦ «Армада», приходит на оренбургский рынок и екатеринбургская сеть «Корзинка».
Рыночная торговля
С 2005 года количество торговых мест на рынках и в торговых комплексах города практически не изменилось и на сегодняшний день составляет 12000 объектов. Количество рынков и ТК уменьшилось с 36 до 32. Количество муниципальных рынков уменьшилось до 2, ведется реконструкция рынка «Север», строятся рынки «Радуга» и «Восточный», реконструируется «Центральный» рынок. Часть ТК «Форштадт», «Максимум», «На Аксакова» перешли от мелкорозничной к крупноформатной торговле, значительно сокращается количество торговых мест на улице. В весенне-летний период 2005 года функционировало 915 объектов мелкорозничной торговли, в 2006 году — 1086, в 2007-м – 997. Сократилось количество киосков, выносных столов, лотков. В связи с нарушениями санитарных правил исключена торговля бахчевыми вдоль дорог.
Общественное питание
Это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей потребительского рынка. В 2005 году было открыто 50 новых предприятий, в 2006 году — 56, в первом полугодии 2007-го — 20. Сегодня в Оренбурге работают более 600 предприятий общественного питания, в которых более чем 30 тысяч посадочных мест. Оборот этой отрасли оставил в 2005 году 2,2 млрд. рублей, оборот за первое полугодие 2007-го — 1435,4 млн. рублей. Сегодня у потенциальных посетителей появилась возможность выбора кафе, баров и ресторанов по их месторасположению, интерьеру, набору услуг, кухне. На гастрономической карте Оренбурга действуют китайская, испанская, итальянская, мексиканская, японская, узбекская и украинская, татарская и русская кухни.
Помимо фаст-фуда, представленного в Оренбурге «Макдоналдс», «Фабрика кухня «Пир. соm», «Гуд фуд», набирает обороты стрит-фуд — «Избушка-кормушка», «Русские блины». Ежегодно утверждается дислокация летних кафе. В 2005 году их было 153, в 2006-м — 140, в этом году — 108, из них 30 с детскими игровыми площадками. Сокращение числа летних кафе произошло в связи изменениями в законодательстве, регулирующими торговлю пивом и табачными изделиями.