Страховка в смартфоне: что такое е-ОСАГО и как с ним жить

Российский союз автостраховщиков отчитался о важных результатах: с января по апрель продажи электронных полисов ОСАГО выросли вдвое. Если в первом месяце нынешнего года приобрести виртуальную страховку решились 186 тысяч российских водителей, то в апреле – уже 424 тысячи. При этом, как отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, «майские тенденции показали бурный рост». По его словам, доля электронных страховок, возможно, в дальнейшем будет гораздо выше.

Продажи е-ОСАГО серьезно поддержало вступление в силу поправок к закону, регламентирующему работу «автогражданки» – с 1 января 2017 г. электронная торговля полисами стала обязательной для страховых компаний. В 2016 г. страховые компании оформляли электронные полисы добровольно, и далеко не все из них хотели это делать. По этой причине в 2016 г. продавалось в среднем лишь по 30 тыс. таких страховок в месяц.

Где е-ОСАГО наиболее востребован

Получается, что с того момента, как услуга стала обязательной, популярность ее выросла больше, чем в 10 раз. Впрочем, вклад е-ОСАГО в продажи автогражданки в РФ по-прежнему невелик. «Доля электронных продаж в общем объеме заключенных договоров ОСАГО в январе-апреле составила 9%», – уточнил Игорь Юргенс, добавив, что если смотреть только на апрельскую статистику, то доля получается выше – 13%.

Спрос на электронные полисы сильно зависит от региона. В Москве доля электронных полисов ОСАГО – около 4% от общего числа проданных автогражданок. И чаще всего е-ОСАГО приобретают водители из регионов, где наблюдались проблемы с приобретением бумажных страховок.

В Волгоградской области 28% полисов ОСАГО – электронные, в Краснодарском крае этот показатель достигает 20%, в Воронежской – почти 25%. Волгоградская область в прошлом году была самая проблемной во всей стране с точки зрения мошенничества и убыточности по ОСАГО. В списке сложных регионов был и Краснодар, и Воронеж. Они же были в «проблемном» перечне Федеральной антимонопольной службы.

Антимонопольщики неоднократно, как сообщила заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС Лилия Беляева, выявляли заключение страховщиками антиконкурентных соглашений, реализация которых, согласно вынесенным решениям, приводила к сокращению объема услуг по ОСАГО и навязыванию гражданам дополнительных страховок. В проблемных регионах было сложно купить обычную страховку ОСАГО – поэтому водители с удовольствием стали пользоваться электронной.

О чем нужно помнить при покупке е-ОСАГО

Электронная страховка – это не просто полис ОСАГО, заказанный через интернет, а затем доставленный курьером. Е-ОСАГО полностью оформляется и оплачивается онлайн, и никакие контакты с представителями страховщика или агентами для этого не нужны. При этом у е-ОСАГО нет защищенного бланка, как у обычного полиса. Владельцы е-ОСАГО должны сами распечатать полис, чтобы возить его с собой и предъявлять инспекторам ГИБДД. Не печатать е-ОСАГО нельзя, поскольку наличие страховки у водителя предусмотрено ПДД.

Изначально е-ОСАГО вводили в рамках борьбы за доступность страховок, которую в РСА начали вести после обнаружения проблем с отказом ряда страховщиков продавать полисы или с незаконным навязыванием дополнительных услуг при оформлении автогражданки. В том числе говорили в РСА и о борьбе с мошенниками – с появлением возможности купить полис онлайн их должно стать меньше. Однако этого не произошло – напротив, в союзе автостраховщиков стали фиксировать новые случаи мошенничества, но уже с е-ОСАГО.

«Прорывной рост е-ОСАГО сопровождается и негативным трендом – ростом сетевых мошенников, которые зачастую предлагают электронный полис ОСАГО с большой скидкой. Часто – полулегальным способом за счет использования данных для максимально понижающего коэффициента. И если сразу после покупки полиса эта подделка не вскрылась, то при наступлении страхового случая это обязательно произойдет», – рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

За год мошенники получили более половины выплат по ОСАГО

Покупать е-ОСАГО безопасно только на официальных сайтах страховых компаний, имеющих лицензию на продажу автогражданки – их список есть на странице того же РСА. Для подстраховки представители РСА советуют заходить на сайты страховых не через поисковые системы, а также через страницу Союза страховщиков.

Почему на е-ОСАГО часто жалуются

Риск нарваться на мошенников при покупке е-ОСАГО – это не единственная проблема с электронными полисами. Как сообщает Центробанк, выступающий регулятором страхового рынка, в I квартале 2017 г. 29% обращений, поступивших от граждан по проблемам ОСАГО, касались именно электронных полисов.

Также Евгений Уфимцев обратил внимание на то, что до сих пор в системе фиксируются технические проблемы. Продажи е-ОСАГО были запущены два года назад, а система действует с середины 2015 г., но при этом пользователи продолжают сталкиваться в том числе с неправильным применением понижающих коэффициентов, из-за чего страховка выходит дороже, чем должна по закону. Те, кто замечает ошибку и не хочет переплачивать, вынуждены отказываться от идеи приобретения е-ОСАГО и отправляться в офис страховщика.

Наконец, возникают сложности с оформлением аварии. «Если вы попали в ДТП и у второго участника аварии электронный полис ОСАГО, обязательно проверьте подлинность бланка, – посоветовал автоюрист Дмитрий Славнов. – Это можно сделать через интернет при помощи специального сервиса на сайте РСА или же позвонить непосредственно в офис страховой компании, где операторы Call-центра дадут информацию по данному полису».

Если распечатанный бланк окажется недействительным, то ущерб будет компенсировать непосредственно сам виновник аварии.

ИСТОЧНИКautonews.ru
Предыдущая новостьТест-драйв Nissan Terrano
Следующая новостьFiat представил новый хэтчбек Argo