Ассоциацией коммуникационных агентств России, или АКАР, к концу февраля 2010 года будут опубликованы официальные результаты подсчетов объема рынка рекламы в России. Однако уже известно от участников рынка, что наблюдается спад как наружной рекламы, так и рекламы на телевидении и радио. В интернете же, напротив, она процветает и постоянно набирает обороты.
Телевидение
«Видео Интернешнл», продающая рекламу на телевизионных каналах, отмечает, что спад рынка ТВ-рекламы в 2009 году составил около 18%.
Радио
По подсчетам менеджеров радиостанций, рынок рекламы на радио продолжает снижаться. Довольно ощутимо на нем сказался уход с радио недвижимости и банков в первой половине 2009 года. Кроме того, уменьшились категории развлечений и доля телекома.
Сегодня ситуация постепенно приходит в норму. Если в первой половине года приоритетными были автомобили и медицина, то теперь на него возвращается и ряд других типов рекламодателей.
Михаил Бергер, генеральный директор «Бизнес ФМ», говорит, что объем рекламы на радио за 2009 год в отличие от прошлого года, увеличился на 7%. В прошлом же периоде данный объем, напротив, как подсчитала АКАР, снизился на 6%.
Печатные издания
Печатные СМИ утверждают, что какой-то определенной тенденции на рынке рекламы не существует. Как утверждает Николай Зятьков, главный редактор газеты «Аргументы и факты», объем рекламы в издании уменьшился в 2009 году где-то на 20%.
Аналитический центр «Видео Интернешнл» отмечает, что ощутимо снизились доходы от рекламы в журналах и газетах (от 23% в 2008 г. до 41% в 2009 г.). О том же говорит и Андрей Васильев, главный редактор ИД «КоммерсантЪ».
Сокращение рекламы в автомобильных журналах составило от 30 до 40%, в глянцевых — 25%, а в рекламных изданиях — 30%. Больше всего от этого спада пострадали издания о трудоустройстве, так как рекламы в них стало меньше на 60−70%.
Наружная реклама
В сравнении с 2008 годом в 2009 году значительно уменьшился рынок наружной рекламы — на 40−41%. По словам председателя комитета по наружной рекламе «АКАР» Андрея Березкина и генерального директора фирмы «Эспар-аналитик», особенно ощутимый спад наблюдался в середине и начале года. Как сказал Березкин, хотя в сентябре ситуация стала более стабильной, в целом результаты за год нельзя назвать блестящими. Если в 2008 г. объем наружной рекламы увеличился на 13%, то в конце года он стал резко снижаться, что отмечено управляющим «BigBoard Россия» Русланом Желудиком.
Интернет
По утверждению участников рынка, во всемирной паутине с рекламой дела обстоят куда лучше. По подсчетам аналитического центра «Видео Интернешнл», медийная реклама выросла в 2009 г. на 5%. Как сказал Алексей Беляев, руководящий отделом исследований интернета АЦВИ, в целом на медийную рекламу было потрачено 7,9 млрд. рублей, включая НДС. К примеру, в издании Lenta.ru , как сообщил его коммерческий директор Ян Рейзин, появилось на 10% больше рекламы. Объемы реклам возросли и у ряда других интернет-порталов. На одном из них, «Яндексе», оборот в отличие от 2008 г. вырос на 14% (до 8,7 млрд. руб.), и на 55% стало больше клиентов.