Наталья Левинсон: добиться повышения качества услуг, предоставляемых населению организациями – вот цель, которую мы в первую очередь преследуем

— Добиться повышения качества услуг, предоставляемых населению организациями бюджетной системы области – вот цель, которую мы в первую очередь преследуем при реформировании этой сферы, — подчеркнула вице-губернатор – заместитель председателя Правительства области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон.

Этот тезис не раз прозвучал в ее высказываниях в ходе областного семинара «Повышение эффективности бюджетных расходов в Оренбургской области», проведенном накануне в Орске для заместителей глав городских и муниципальных районов области по вопросам социальной политики и руководителей финансовых органов.

Принятие ФЗ № 83 вызвало широкий общественный резонанс. Непонимание сути реформ привело к возникновению всевозможных опасений. Многие начали предрекать коммерциализацию бюджетной сферы, рост количества платных услуг в детсадах, школах, больницах. — Но это не так, — уверяет Наталья Левинсон. — Закон направлен, прежде всего, на повышение эффективности расходов бюджета путем оптимизации количества и повышения качества оплачиваемых бюджетом услуг. При этом обязанности становиться автономным учреждением законодательство не устанавливает, — напоминает она. – Организация сколь угодно долго может оставаться бюджетным учреждением, полномочия которого с нового года расширятся. Иначе говоря, школы, детсады, лечебные учреждения, библиотеки, дома культуры, в силу малокомплектности или иных причин не имеющие возможности стать автономным субъектами, будут финансироваться из бюджета в необходимом для предоставления качественных бюджетных услуг объеме. А организациям, располагающим необходимым набором факторов для успешной работы, мы рекомендуем обрести самостоятельность, тем более, что автономные учреждения, накопившие немалый практический опыт, у нас есть. Их успех поможет рассеять любые опасения и преодолеть самые стойкие предубеждения.

Разговор об этом шел во второй, практической части семинара, где выступали руководители орских автономных учреждений, впервые появившихся в городе в 2007 году в рамках программы реформирования муниципальных финансов.

Стоит отметить, что городская администрация Орска одной из первых в стране начала реализовывать эту программу. За этот период муниципалитет внедрил практически все существующие бюджетные технологии, а принцип при минимуме денег – максимальная отдача стал для руководителей бюджетной сферы Орска определяющим в их хозяйственной деятельности. Новаторские идеи орских финансистов, нашедшие поддержку у непосредственных участников бюджетного процесса, привели к высоким результатам. На момент завершения программы в городе из 205 муниципальных учреждений автономными стали 25 организаций сферы образования, затраты на содержание которой составляют основную часть расходной части бюджета города. Это 9 детских садов, 13 общеобразовательных учреждений, дворец спорта, центр гражданской защиты населения, детский оздоровительный лагерь.

Министр финансов области Татьяна Мошкова рассказала, что автономные организации получают финансирование не по статьям бюджетной классификации, а в форме субсидий на основании соглашения по предоставлению услуг по общедоступному и бесплатному школьному или дошкольному образованию на нормативной основе по принципу подушевого финансирования. Это открывает перед руководителями достаточно широкие возможности использования выделенных средств в соответствии с потребностями учреждения. Все сэкономленные средства также остаются в распоряжении «аушки», а не перераспределяются, как ранее, на другие бюджетные организации, допустившие перерасход. Этот резерв автономные учреждения могут также направить на собственные нужды – например, покупку оборудования, ремонт, поощрение сотрудников и т.п.

– Вряд ли организации, ставшие автономными учреждениями, захотят вернуться к прежним формам работы. Оценив возможности, открываемые перед ними законодательством, они хотят использовать их в полной мере, — прокомментировала успехи орских автономных учреждений Татьяна Мошкова. – Но в самом начале беспокоились и родители, и руководители, и персонал. И лишь спустя время все ощутили преимущества.

— Моя работа началась с составления финансового плана расходования средств, где прописываются не статьи расхода, а основные направления хозяйственно-финансовой деятельности, — рассказала руководитель одного из детсадов Орска Ольга Битюкова. – Мы пересмотрели графики работы персонала, режимы пребывания воспитанников и оптимизировали штатное расписание. Часть воспитателей работает с детьми в кабинете математики и логики. Инструктор по физкультуре занимается с малышами не только в бассейне, но и проводит физкультурные занятия, утренние зарядки и организовывает спортивный досуг, а высокий уровень физподготовки ребят позволяет им побеждать в городских спортивных конкурсах. Музыкальный руководитель дополняет программу музыкально-ритмической гимнастикой, введена должность вечернего вахтера. Оптимизация штатного расписания позволила сформировать фонд материального стимулирования сотрудников и оказывать материальную помощь.

Ольга Битюкова также рассказала, что средства, сэкономленные на оплате коммунальных услуг, направили на ремонт отопления, приобретение новой сантехники. — Экономию дал также рационально составленный график работы бассейна — на эти деньги здесь установили пластиковые оконные блоки, новый розлив холодной и горячей воды, приобрели регистры на отопление. Сокращение затрат на содержание здания и техническое обслуживание оборудования позволило приобрести несколько видов нового.

В детсаде «Улыбка» научились планировать расходы на питание. — Пользуясь правом заключать договоры на поставку продуктов питания напрямую с производителями, управляем затратами. Мы не заключаем долгосрочных договоров с поставщиками, поэтому оперативно регулируем объемы поставок. Рассчитываемся за продукты по факту получения, и отказываемся от некачественной продукции. С апреля вводим в рацион детей свежие овощи, выращенные в теплицах нашего региона, а летом используем овощи и фрукты местных производителей. Так мы повысили качество и ассортимент питания, и сейчас полностью выполняем 20-дневное меню, утвержденное Роспотребнадзором города, — поделилась руководитель.

Она также обратила внимание участников семинара и на другие свои наработки: — Благодаря самостоятельности, в 2009 году мы смогли капитально отремонтировать мягкую кровлю, произвести замену окон, приобрести 3 холодильника, поставить новые детские шкафчики для раздевания, купить детские стулья, медицинское оборудование. Первыми в городе получили лицензию на медицинскую деятельность. Детское автономное образовательное учреждение сохраняет право самостоятельно распоряжаться и внебюджетными средствами, которые складываются из родительской платы за содержание детей, дополнительных платных образовательных услуг и добровольных пожертвований. Эти средства не снимаются со счета по окончании бюджетного периода, а накапливаются. Если раньше вся родительская плата шла на оплату питания, то сейчас часть родительских денег расходуется на содержание имущества и решение насущных проблем. За два последних года мы произвели косметический ремонт групповых комнат, для двух групп приобрели два комплекта современной мебели, установили 4 беседки на игровых площадках, закупили игрушки, канцтовары, устранили все замечания Госпожнадзора.

По мнению коллег, Ольга Битюкова на собственном опыте сумела убедить их в том, что автономное учреждение является прогрессивной организационно-правовой формой, которая не только предоставляет широкие возможности для управления, но и в силу финансовой гибкости стимулирует сотрудников к повышению качества предоставляемых потребителю бюджетных услуг.

Предыдущая новостьОтправка призывников в войска в этом году начнутся после 17-18 октября
Следующая новостьСледственный комитет направил в суд уголовное дело по факту смерти мужчины в результате наезда на него водного мотоцикла