Вечером 5 августа в работе банка «Открытие», включённого в десятку системообразующих банков России, произошёл масштабный технический сбой: клиенты временно потеряли возможность пользоваться платить за покупки, а также снимать и переводить деньги. Вслед за «Открытием», неполадки перекинулись на входящие в его состав «Рокетбанк» и «Точку».
Пользователи сервисов жаловались на недостаточное информирование после начала сбоя. К примеру, о нарушении в работе «Рокетбанка» стало известно из уведомления в их приложении и ответов на обращения некоторых клиентов в Твиттере около 19:30 по московскому времени. «Точка» сообщила о проблемах примерно в это же время, «Открытие» рассказало об этом только около 21:00.
Позже в «Открытии» назвали причиной сбоя повреждение оптоволоконного кабеля, который обеспечивает датацентр в Москве. После этого техническая поддержка «Рокетбанка» опубликовала фотографии ямы и оборванного кабеля, «Точки» — работ на месте происшествия.
Жалобы и ответы
Клиенты «Открытия» возмутились ситуацией, при которой работа банковских карт фактически была «заморожена» из-за неполадок с одним кабелем в центре Москвы. Технические поддержки сервисов засыпали жалобами и вопросами о том, почему на такой случай не было предусмотрено резервное оборудование.
«Рокетбанк» пообещал осенью запустить свой процессинг, чтобы не зависеть от таких инцидентов.
Говоря о том, почему «Открытие» не пользуется другими существующими комплектами оборудования в качестве резерва, сооснователь «Рокетбанка» Олег Козырев подчёркивал, что не знает точного ответа: «Мы сами мягко говоря, удивлены почему всё так. Вроде как давно понятно, как нужно и не нужно делать».
Тем не менее «Рокетбанк» зачастую отвечал на подобные вопросы шутками.
Сбой и мэрия
С подачи разработчика Александра Литреева в соцсетях начали обсуждать версию, согласно которой кабель повредили сотрудники, проводившие работы по благоустройству в центре Москвы. Об этом Литрееву якобы рассказал сотрудник IT-подразделения «Открытия», пожелавший остаться анонимным. Официального подтверждения этой информации на момент написания заметки не было.
Представители «Рокетбанка» пообещали компенсации пострадавшим от сбоя клиентам. Некоторым пользователям в техподдержке написали, что также начислят кэшбек, если они пришлют фотографию чека за покупку другой картой. В «Рокетбанке» объяснили, что такого рода «поддержка» и компенсации — это разные вещи.