Игорь Любимов, доцент кафедры автомобильного транспорта, директор научно-исследовательского центра «Новые транспортные технологии», в составе научного коллектива провел исследование в области качественных и безопасных услуг пассажирского автомобильного транспорта, основывающееся на принципах бережливого производства таких услуг. Свою работу доцент представил на платформе АСИ.
Основной задачей исследования Игорь Любимов называет выстраивание взаимоотношений между пассажиром и перевозчиком так, чтобы исключить прямые расчеты между ними. Исследование Игорь Ильич проводил совместно с коллегами с кафедры автомобильного транспорта.
— Результатом исследования будет являться комплекс методик, способных выстроить рынок предоставления и потребления автотранспортных услуг таким образом, что он будет качественен, безопасен и независим от государственных дотаций, — рассказывает автор идеи.
Игорь Ильич уверен — организовать более комфортные и экономически выгодные транспортные перевозки пассажиров возможно. Автор предлагает разработать рейтинг перевозчиков, работающих на разных маршрутах. При помощи такого рейтинга заказчик сможет регулировать процесс передачи маршрута тому или иному перевозчику. Другими словами, чем выше рейтинг, тем более выгодный маршрут получит перевозчик. Предполагается, что рейтинг будет открытым, в том числе для потребителей, и исключающим возможность подтасовки результатов. Игорь Любимов уверен, что таким образом возможно искоренить недобросовестную конкуренцию в пассажирских перевозках.
Для реализации проекта также понадобиться создание диспетчерской службы, оценивающей общую нагрузку автотранспортных маршрутов. При необходимости специалисты смогут оперативно вносить корректировки, например, переводить части транспорта с одного маршрута на другой. Общая система управления перевозок предполагает перераспределение автомобилей с одних направлений на другие. При этом качество предоставляемых услуг не должно снижаться.
Реализация пассажирских перевозок, по задумке автора, будет проходить при помощи брутто-контракта.
— Такая система позволяет муниципалитету контролировать перевозчиков на основе честной конкуренции. Водитель не привязан к плану. Перевозчик заинтересован выполнять все перевозки как заведомо убыточные, так и заведомо прибыльные. Чем больше перевозчик обеспечил доступность на дотационных маршрутах, тем больше ему выделяют максимально доходных маршрутов. Таким образом сохраняется паритетное равновесие внутри перевозчиков и во взаимоотношениях между перевозчиком и муниципалитетом, — рассказывает Игорь Любимов.
Идею доцента ОГУ уже поддержали в муниципалитете. 18 августа состоялась встреча заместителя Главы города Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству Сергея Морозова с заведующим кафедрой автомобильного транспорта Николаем Якуниным и Игорем Любимовым. На встрече обсудили вопросы по мониторингу пассажирского потока и реализацию проекта Игоря Ильича. Идеей доцента также заинтересовался Санкт-Петербургский кластер чистых технологий для городской среды. Команда петербургского кластера предложила реализовать проект в рамках дорожной карты НТИ EcoNet.