Что делать, если Вы приобрели товар с недостатками?
В предновогодний период заметно увеличиваются объемы купли-продажи товаров. Покупатели спешат приобрести продукты для праздничного стола и подарки к Новому году. Продавцы стараются привлечь покупателей всевозможными скидками и специальными предложениями.
Практика Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области по работе с обращениями показывает, что подобные распродажи не всегда заканчиваются удачными покупками. Как правило, после Нового года увеличивается количество обращений потребителей в Управление по поводу приобретения товаров ненадлежащего качества или введения в заблуждение относительно потребительских свойств товара.
Как поступить потребителю, чтобы избежать разочарований в покупке?
Прежде всего, покупатель должен помнить о правах, предоставленных Законом РФ «О защите прав потребителей».
При выборе покупки потребителю необходимо обратить внимание на качество и потребительские свойства товара, его маркировку, уточнить у продавца причину распродажи товара и её условия, которые иногда доводятся до потребителя способом, не всегда доступным для восприятия. Продавец обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию до заключения договора купли-продажи. Потребителю следует внимательно изучить предложенную информацию, особенно написанную мелким шрифтом и при необходимости выяснить у продавца все интересующие вопросы.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией.
При обнаружении в дальнейшем недостатков в товаре, не оговоренных продавцом, потребитель вправе воспользоваться правами, предусмотренными ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Потребитель по своему выбору вправе потребовать:
— замены на товар аналогичной марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем;
— расторжения договора купли-продажи и возврата денег, уплаченных за товар.
Продавец не вправе решать, какое из требований он готов удовлетворить. Право выбора принадлежит покупателю.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и при необходимости провести проверку его качества.
В случае спора о причинах возникновения недостатков продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель имеет право присутствовать при проверке качества товара и при его экспертизе, а в случае несогласия с заключением экспертизы обжаловать его в суде.
Свои требования (об обмене товара или возврате уплаченных за некачественный товар денег и др.) потребителю желательно предъявить в письменном виде. В случае судебного разбирательства понадобятся письменные доказательства.
Обращаем внимание на сроки удовлетворения требований потребителя:
— требование об устранении недостатков должно быть удовлетворено незамедлительно при отсутствии письменной формы соглашения сторон и не может превышать 45 дней при оформлении соглашения сторон в письменной форме;
— требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению в течение 7 дней со дня предъявления такого требования и в течение 20 дней при необходимости проверки качества товара;
— требования об уменьшении покупной цены или возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня их предъявления.
Напоминаем, что указанный срок отсчитывается не с момента написания претензии, а с момента его получения продавцом. Желаем удачных покупок!